«Слабые молят о чудесах, как нищие о милостыне,
вместо действия, вместо того, чтобы расчищать путь собственной силой и волей.
Бремя человека свободного и бесстрашного велико и печально.
Только если он не стремится взвалить его на бога или мифического героя, а несет его сам,
он становится истинно богоравным, достойным неба и звезд!»


Иван Антонович Ефремов



«О космической экспансии человечества я предпочитаю не говорить.
До тех пор, пока на Земле 3/4 населения
пребывают в бедности, невежестве и болезнях
тратить деньги на что-либо, кроме борьбы с
бедностью-невежеством-болезнями попросту безнравственно»


Борис Стругацкий



АвторСообщение
землянин




Сообщение: 211
Настроение: энтузиастическое
Зарегистрирован: 22.03.17
Откуда: Россия, Белгород
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.19 08:49. Заголовок: Акоп Назаретян. Голуби с клювом ястреба


Интервью Акопа Погосовича Назаретяна (5.05.1948 - 15.02.2019) о человеческой природе, эволюции, этике и ценностях

Голуби с клювом ястреба
Мария Пази 2017

История человечества кажется бесконечной хроникой конфликтов и войн. Лишь за XX век мечта о мире горела в двух мировых войнах, взрывалась с атомным оружием, тонула в кошмаре геноцида и замерзала в холодной войне. Сейчас, увы, планета снова оказалась на грани мирового конфликта. При таком непреодолимом желании повоевать вера в светлое будущее даже выглядит немного неуместной. О природе человеческой агрессивности и о культуре как способе совладать с агрессией мы поговорили со специалистом по культурной антропологии насилия, профессором Акопом Назаретяном

Акоп Назаретян — доктор философских наук, профессор Государственного университета «Дубна», редактор журнала «Историческая психология и социология истории», руководитель Центра мегаистории и системного прогнозирования в Институте востоковедения РАН. Ведет исследования на стыке истории, психологии, социологии и культурной антропологии, посвященные социальному насилию в прошлом и настоящем. Особую известность получил сформулированный им в 1991 году «закон техногуманитарного баланса», суть которого заключается в закономерном развитии культуры в противовес развитию технологий и, в частности, оружия.

Основной инстинкт
— Зачем нужно это достаточно неприятное явление — агрессия?

— В бытовой речи, в политике и этике это почти ругательное слово. Но для психолога, антрополога или биолога все не так однозначно. Агрессия — фундаментальное свойство живого. Для жизнедеятельности необходима энергия, которая высвобождается при разрушении других организмов. Отсюда неизменные спутники жизни — конкуренция, отбор.


Согласно медицинским протоколам, при погружении человека в диабетическую кому последним (после полового, пищевого) отключается агрессивно-оборонительный рефлекс. Добавлю, что творчество, дружба, любовь, юмор — это во многом превращенные формы агрессии. И секс, между прочим. В специальной литературе приводятся забавные иллюстрации взаимосвязи между агрессией, сексом, юмором и чувством прекрасного. Вот, например, ритуал ухаживания у одного вида попугаев: самец принимает позу крайней ярости и… повисает на ветке вниз головой. Многие специалисты считают, что смех развивался из переориентированного агрессивного жеста.



— Агрессия — это единое явление? На охоте испытывается та же гамма чувств, что и на войне?

— Нет, конечно. В психологии различают два вида агрессии: охотничью и аффективную. Волк не испытывает ненависти к зайцу. Любители охоты или рыбалки легко это поймут. Поэтому говорят о «безэмоциональности хищника». В мозгу центр охотничьей агрессии расположен отдельно от центра аффективной (или эмоциональной) агрессии, которая ориентирована на разборки между «своими», между представителями одного вида. С ненавистью и со злобой к себе подобным мы сражаемся за территорию, за самку, за пищу. Но эмоциональные переживания двойственны: где есть ненависть и злоба — возможны жалость и сочувствие к сородичу. Поэтому в войнах между людьми задействованы оба типа агрессии. Например, политики часто представляют противников «недочеловеками», чтобы включить охотничий инстинкт и купировать угрызения совести.

Ворон ворону глаз не выклюет?
— Получается, сочувствие эволюционировало вместе с агрессивностью?

— Скажем так: адаптация требовала, чтобы у мощно вооруженных видов животных сильнее развивалось инстинктивное торможение внутривидовой агрессии. Русская поговорка «ворон ворону глаз не выклюет» основана на фактах и имеет аналоги во многих языках. Действительно, ворон умерщвляет добычу мощным ударом клюва в глаз, но в драках между воронами такой прием обычно не применяется. Один зоолог рассказал, как приручил вороненка, а когда тот вырос, играючи подносил руками его клюв к своему глазу. Ворон резко вырывался и отворачивался — даже в игре инстинкт не позволяет нацеливать клюв в глаз другу! Гориллы и вовсе ограничиваются «игрой в гляделки». Более могучий самец подавляет противника свирепым взглядом. А вот голуби или мыши сражаются «без сантиментов». Голубь, символ мира, может долго добивать ослабевшего соперника клювом по голове. Ворон, ястреб или орел так убивать не способны.

— А человек? Мы больше похоже на воронов или на голубей?

— Человек — эволюционная химера, «голубь с ястребиным клювом». Мы, как голуби, произошли от слабо вооруженных предков, поэтому изначально инстинктивное торможение внутривидовой агрессии у нас слабое. Выдающийся зоопсихолог, нобелевский лауреат Конрад Лоренц выражал сожаление по поводу того, что человек не обладает «натурой хищника». Ученый полагал, что, если бы мы произошли от львов, насилие не играло бы столь важную роль в истории. В ответ на это замечание специалисты по сравнительной антропологии (группа Эдварда Уилсона) доказали, что в расчете на единицу популяции люди убивают себе подобных значительно реже, чем сильные хищники. Это дало повод усомниться в человеке как самом безжалостном агрессоре. Тем не менее около 2,5 миллионов лет назад древние люди искусственно отрастили себе опасный «ястребиный клюв», были созданы первые орудия — заостренные галечные отщепы, чопперы. Они использовались по-разному, и, в частности, согласно археологическим данным, их создатели — Homo habilis («человек умелый») — дробили друг другу черепа. Появился странный биологический вид, сочетающий инстинкты слабо вооруженного предка с беспрецедентными возможностями взаимного убийства. По законам природы, такие существа не имели шансов выжить, но именно они стали нашими далекими предками.

Когда некрофобия не спасает
— Почему же в таком случае мы не перебили друг друга?


— Есть гипотеза, что мы выжили в том числе благодаря тому, что давший сбой инстинкт был заменен неврозом — иррациональным страхом мертвых, некрофобией. Мертвым стала приписываться способность к мщению. Некрофобия ограничила внутривидовую агрессию и стала затравкой будущей духовной культуры. С тех пор жизнеспособность человеческих сообществ во многом определялась тем, насколько развитие технологий уравновешивалось культурно-психологическими регуляторами. Это закон техногуманитарного баланса: чем выше мощь технологий, тем более совершенные средства ограничения физической агрессии необходимы. До сих пор развитие технологий влекло за собой совершенствование ценностей, морали, права. Но этот механизм драматичен: те общества, которым не удавалось адаптировать культуру к возросшему технологическому могуществу, «выбраковывались». Они либо разрушали сами себя, либо становились добычей противников.

—То есть с появлением нового оружия всегда происходит перестройка ценностей?

— К сожалению, не всегда, и это касается не только оружия. Охотничьи, сельскохозяйственные, промышленные технологии нарушали устоявшийся порядок в обществе и провоцировали всплеск агрессии. Возникала эйфория, ощущение всемогущества и вседозволенности. За этим следовали кризисы, экологические и геополитические катастрофы, и происходил отбор социумов, способных жить с новыми технологиями.

— Можете привести пример такого негативного сценария?

— Особенно богата такими примерами этнография первобытных обществ. Например, после окончания Вьетнамской войны обнаружилось, что исчезло крупное охотничье племя горных кхмеров. Вьетнамцы и американцы обвиняли друг друга в геноциде, но потом удалось договориться о международной научной экспедиции. И антропологи по свежим следам реконструировали ход событий. Как выяснилось, никто туземцев не уничтожал — беда в том, что эти опытные охотники случайно заполучили в свои неопытные руки американские карабины. Они оценили преимущества огнестрельного оружия, научились им пользоваться, а также добывать стволы и боеприпасы (вокруг шла война!). За несколько лет они перебили фауну, с которой их предки сосуществовали тысячелетиями, а потом чуть не перестреляли друг друга. Оставшиеся в живых спустились с гор и деградировали.

Конечно, этот эпизод довольно нетипичен. Технологии были получены извне, общество перепрыгнуло через несколько ступеней развития: тот факт, что люди с психологией лучников овладели искусством стрельбы из карабина, привел к трагедии. Там, где эволюция протекает в обычном темпе, система регуляции постепенно развивается.

Куда уходит агрессия
— Получается, с развитием культуры и цивилизации человек стал менее агрессивным?

— Скорее всего, наоборот — агрессия возрастала. Так происходит у всех животных при переполнении экологической ниши, когда их становится слишком много. Атрофируются инстинкты торможения внутривидовой агрессии и самосохранения, половой инстинкт, учащаются взаимные убийства, убийства детенышей, происходят массовые самоубийства. В итоге численность популяции выравнивается.

А человек живет в условиях неестественно высокой плотности. Только уровень культуры позволяет нам жить относительно мирно при численности за 7 миллиардов, в 100 тысяч раз большей «законной» с точки зрения природы. Мы научились регулировать и сублимировать агрессивные импульсы. Но надо различать агрессию и насилие, а также разные формы насилия. В длительной исторической ретроспективе выявляется парадоксальная зависимость: с ростом убойной мощи оружия и демографической плотности «коэффициент кровопролитности» (отношение среднего числа убийств в единицу времени к численности населения) последовательно снижался. Чем легче становилось убивать друг друга, тем меньше убивали.

Замечу, что этот коэффициент снижался не на проценты и даже не в разы, а на порядки. Например, расчеты показали, что в Европе ХХ века он на полтора порядка, то есть раз в 50, ниже, чем в среднем по охотничьим племенам. А для Европы это был очень напряженный век: две мировые, две гражданские войны, Холокост, концлагеря.

— Если плотность населения и совершенство технологий увеличивается, то что обеспечило положительную динамику?

— Изменилось соотношение физического и символического насилия: насилие во многом вытеснилось в виртуальный мир. Еще Аристотель назвал этот эффект катарсисом — очищением. Культура, проходя через кризисы, множила и совершенствовала каналы сублимации агрессии. Сегодня к их числу относятся телевизор и компьютер. Там такой градус насилия, что он способствует избавлению от агрессивности в реальном мире, хочется вести себя спокойнее. Мы успеваем так навоеваться в воображении, смотря новости или фильмы, что в реальности сражаться уже не тянет. Реальный мир стал похож на «зону рекреации» — зону отдыха от насилия. Такой центр штиля формируется и во время войн. Допустим, рядом с Коста-Рикой в 80-е годы бушевал военный конфликт в Никарагуа, да и в Панаме была напряженная ситуация. Кому охота была повоевать — могли отправляться в Никарагуа, а в Коста-Рике все было спокойно. Здесь драться было нельзя, да и не хотелось. Оружие у людей имелось, но обстановка в целом была мирная.

Профессор Акоп Назаретян 042_rusrep_17-1.jpg из личного архива Акопа Назаретяна

Профессор Акоп Назаретян
ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА АКОПА НАЗАРЕТЯНА
— А мы не можем, напротив, через кино и игры научиться насилию? Привыкнем, что убивать «там» не страшно, а жертве не больно, и с этим убеждением перейдем в реальный мир.

— Конечно, влияние обоюдоострое, имеется немало фактов провокации насилия или суицида через соцсети и СМИ. Но приведу аналогию. Сегодня чуть ли не каждый готов рассказать, как плоха медицина, как врач недоглядел, ошибся — и здоровье пациента ухудшилось. А как ужасны экология, воздух, питьевая вода и пища! Вот отчего мы такие больные и несчастные! Но если взглянуть на ситуацию системно, выясняется, что с развитием медицины, гигиены и прочих технологий средняя продолжительность жизни людей за двести лет возросла в четыре раза и продолжает расти. Еще в начале XIX века она не во всех европейских странах стабильно достигала 20 лет, из трех родившихся детей до пятилетнего возраста доживал один, родовая смертность была, по нынешним меркам, катастрофической, хотя экология и медицина тогда не казались людям такими ужасными… То же и с виртуальными сценами насилия: все не так плохо, как принято считать. В медиа освещаются в основном какие-то исключительные случаи — подобные новости многократно тиражируются, зачастую производя провокационный эффект. В целом же виртуальные сцены насилия снижают напряжение «по эту сторону» экранов и газетных полос.

Для чего стране враги
— Значит, в XXI веке насилие по-прежнему сокращается?

— По данным ООН и ВОЗ, в 2000–2010 годах от всех видов насилия в мире гибло порядка 500 тысяч человек в год. Само по себе число страшное, но при 7-миллиардном населении Земли такой уровень насилия — рекордно низкий. Общее число убийств уступило числу самоубийств: их совершалось более 800 тысяч в год. Впервые в истории люди чаще убивали себя, чем друг друга. Но, к сожалению, во втором десятилетии ситуация ухудшается…

— Почему?

— Ухудшается геополитическая обстановка. Наша группа подробно исследует, как и почему это происходит и каковы шансы предотвратить наихудшие сценарии. С войной очень сложно справиться, потому что она отвечает нашим глубинным потребностям. В 1930-х годах финский криминолог Вели Веркко высказал предположение, что во все времена и во всех культурах главный источник насильственной смертности — не войны, а бытовые конфликты. Дальнейшие исследования подтвердили эту гипотезу, теперь ее называют «закон Веркко».

Испокон веков люди искали «чужих», чтобы ограничить насилие внутри сообщества. Первобытные вожди регулярно стравливали молодежь, обеспечивая внутренний мир и стабильность своей власти. Обращаясь к Лоренцу: «Мы воюем не потому, что делимся на нации, классы, профессии и партии. А делимся для того, среди прочего, чтобы воевать». Весь мир, вся история сотканы из отношений «они — мы», «наши — не наши». Наличие врага дает очень важные преимущества. Оно способствует консолидации: люди дружат «против кого-то», это ограничивает внутреннюю агрессию и, кроме того, это самый убогий и доступный вектор смыслообразования.

К сожалению, избавиться от этой инерции общество не успело. Приведу свежий пример. В 2008–2009 годах российская статистика показывала 16 убийств в год на сто тысяч населения. В последние годы — 9–10 убийств. Конечно, и это из рук вон плохо, но все-таки чем обусловлено сокращение? «Полиция» работает лучше, чем «милиция»? Или внешнеполитические напряжения, «образ врага» сплотили сограждан?

— Значит, нам до сих пор нужны конфликты для сплочения и формирования общей цели?

— Достоевский писал, что «долгий мир зверит и ожесточает человека». А политолог Петер Слотердайк, изучавший предпосылки Первой мировой войны, ввел в науку термин «катастрофофилия». Это массовая психическая эпидемия, проявляющаяся в том, что миллионами людей овладевает жажда «маленьких победоносных войн». При долгом отсутствии массовых потрясений часто растет число насильственных преступлений и самоубийств. Очень ярко это проявилось в преддверии Первой мировой: уже почти полвека не было войн, а уровень самоубийств зашкаливал, возникло воспевание самоубийства как высшего счастья. И пока теоретики доказывали, что войны более невозможны — миллионы людей жаждали войны и победы. Август 1914 года описывается как «самый счастливый месяц» в истории Европы. Немецкие интеллектуалы писали, что наконец-то наступает настоящая жизнь после десятилетий бессмысленного прозябания.

Сейчас мы снова отчетливо диагностируем симптомы катастрофофилии, причем уже на мировом уровне. И это гораздо большая угроза, чем, скажем, Эбола. Потому что психические эпидемии долго не фиксируются и не осознаются.

— Вырисовывается довольно мрачная картина. Война — это, естественно, плохо; но и без войны, получается, человеку не слаще. Можно ли найти цель и смысл как-то иначе?

— Ситуация небезнадежна. Уже в ХХ веке психологи провели блестящие эксперименты, демонстрирующие, что образ общего врага можно сменить на образ общего дела. Цель тогда направлена не на зловредного контрагента, а на преодоление трудностей. В эксперименте американских ученых два лагеря бойскаутов, враждующих мальчишек, попытались примирить, перенаправив их агрессивность. Сначала испортили грузовик, который снабжал оба лагеря провизией, и этот тяжелый грузовик бойскауты вместе тянули и толкали до города. Потом совместными действиями «враждующих» лагерей чинили водопровод. В итоге, когда «враги» ехали обратно, они уже обнимались, обменивались номерами — подружились «за», а не «против». Это же подтверждают события на политической арене 50–70-х годов, когда впервые создавались коалиции, не направленные против кого-либо. На пороге атомной войны были заключены эффективные международные договоры о неприменении атомного оружия, о его нераспространении, о запрещении испытаний в трех средах. А чего стоили глобальные экологические соглашения, также не направленные против третьих сил! Человечество, подбираясь к краю пропасти, прозревало, хоть и временно.

Боги или самоубийцы?
— Мы снова оказались на краю? Есть ли прогноз на будущее — куда развернет нас следующий кризис и когда его ждать?

— Знаете, физик Энрико Ферми как-то задался резонным вопросом: «А где все?» Это известный парадокс: по всем стандартам космологии Вселенная должна быть полна разумной внеземной жизни, и мы должны были бы выйти на контакт с представителями иных цивилизаций. Но мы никого не можем найти — это наводит на мысль, что на определенной фазе развития цивилизация самоуничтожается! Независимые расчеты ученых из Австралии, России и США показали, что мы сейчас подходим к пику развития сложности. График роста скорости эволюции все ближе к вертикали, и около середины XXI века возможен «фазовый переход» в истории не только человечества, но и всей эволюции на Земле. Этот переломный момент называют точкой сингулярности. Вот только вопрос, куда это ведет: в хаос и «нисходящую ветвь» истории или в новую форму стабилизации, прорыв к космической фазе? Перефразируя японо-американского физика-теоретика Митио Каку и его коллегу, армянского физика и философа Вазгена Гаруна, можно сказать, что живущие сейчас люди — самое значительное поколение за всю историю человечества: именно они определят, достигнет ли человечество великой цели или скатится до необратимой деградации. Сейчас женщины рожают или потенциальных богов, которым, возможно, будут доступны какие-то формы бессмертия и космического господства, или поколение самоубийц, которые обратят вспять развитие человечества.



Игры-стрелялки дают возможность разрядить накопившуюся агрессию в виртуальной среде 043_rusrep_17-1.jpg Anton Fenix
Игры-стрелялки дают возможность разрядить накопившуюся агрессию в виртуальной среде
ANTON FENIX
— Приносит ли современность какие-то новые угрозы, или это все та же жажда «маленьких победоносных войн»?

— Во-первых, размылись грани между войной и миром. После 1945 года войны официально объявлялись всего четыре раза, и это были отнюдь не самые кровопролитные конфликты. А длительные масштабные конфликты в официальных документах назывались как угодно, но только не войнами. После Нюрнбергского процесса слово «война» заменили бесконечные «сдерживания», «принуждения к миру», «контртеррористические операции»… Или самый диковинный перл — «гуманитарные бомбардировки» в Югославии в 1999 году. На локальных фронтах этих «не-войн» погибло до 25 миллионов человек. В 2016 году Нобелевский институт мира организовал международную научную дискуссию, большинство участников которой пришло к выводу, что новая мировая война неизбежна. А сегодняшнюю ситуацию оценивать как невоенную, как предвоенную или как военную? Конфликт не так уж и сложно пропустить. Например, в июне 1940 года мировую войну обсуждали еще в будущем времени, хотя она уже шла почти год.

— Какими технологиями может начаться и вестись эта война?

— Боюсь, любыми. Это вторая опасность нашего века — размытие грани между военной и невоенной техникой. В 2000 году американский программист Билл Джой заметил, что век оружия массового поражения сменился веком «знаний массового поражения». Новейшее вооружение становится все более дешевым и доступным, ускользает из-под контроля государств и правительств. Это несет в себе угрозу злоупотребления и угрозу глупости: по злобе или сдуру можно нанести страшный урон! Так что снижается «дуракоустойчивость» общества. Чем мощнее технологии, тем больше общество зависит от «дурака». Уже и не скажешь, что способно нанести больший ущерб: танк или навороченный компьютер в руках искусного, но безответственного пользователя, который способен взломать систему контроля охраны ядерного оружия или взорвать атомную станцию.

— Мы говорили о том, что, возможно, сейчас в России образ врага несколько снизил внутреннее насилие в обществе. А есть ли какие-то специфические черты у «русской агрессии»?

— Не могу сказать, что русская агрессия какая-то особенная. К сожалению, врагов ищут не только в России — это мировая тенденция. Качество внешнеполитических решений в мире заметно снизилось. Политических гроссмейстеров 1950–80-х годов сменили игроки пятого разряда, не умеющие просчитывать последствия далее одного хода. Теперь за словом «объединение» непременно следует слово «против» с указанием зловредного врага. А тексты и речи полны бессодержательных клише вроде «национальные интересы». Но в нынешнем переплетении расовых, этнических, конфессиональных и прочих общностей вообще не понятно, что такое «нация». Кроме того, политики не различают таких понятий, как интерес, амбиция, каприз, импульс. И всерьез верят, что возможно «национальное будущее», отдельное от будущего мировой цивилизации…

Пожар в Белграде после бомбежки, апрель 1999-го 044_rusrep_17-1.jpg Величкин Сергей, Данилюшин Александр/ Фотохроника ТАСС

Пожар в Белграде после бомбежки, апрель 1999-го
ВЕЛИЧКИН СЕРГЕЙ, ДАНИЛЮШИН АЛЕКСАНДР/ ФОТОХРОНИКА ТАСС
— В России сегодня можно наблюдать ренессанс религиозности. Как это влияет на нашу агрессивность и наше будущее?

— Религия, к сожалению, является древнейшим инструментом разделения общества на «своих» и «чужих». А потому вовсе не способствует смирению или уменьшению уровня агрессии. Мне не кажутся смешными кадры, на которых священник с кадилом окропляет космические ракеты, а они при этом то взлететь не могут, то падают. Или кадры, на которых руководители многоконфессиональной страны эдак смачно, крупным планом целуют церковные мощи. Но что опять-таки хуже всего — это не российская специфика. О том же сообщают аналитики из Северной и Южной Америки, Западной Европы. По данным Института Гэллапа, 70% членов Республиканской партии США верят, что Бог создал мир за шесть дней, и кое-где горячие головы опять ставят вопрос об уголовном преследовании за преподавание эволюционной теории. Ренессанс религиозного и национального фундаментализма — третий и самый опасный тренд нашей эпохи. Антрополог Эдвард Уилсон емко описал складывающиеся в современном мире дисбалансы: «Мы создали цивилизацию… с инстинктами каменного века, общественными институтами Средневековья и технологиями, достойными богов». То, что происходит в современном мире, — не «столкновение цивилизаций», это столкновение исторических эпох. И происходит оно не на границах стран, а в сознании людей.

— Каковы худший и лучший сценарий XXI века?

— Современная наука подготовила мощные предпосылки для формирования новых смыслов, свободных от идеологий, веками деливших людей на «своих» и «чужаков». Они направлены на общую цель — сохранить мировую цивилизацию. Политики, которые прежде других возьмут это на вооружение, получат важные дивиденды. Только заботясь об интересах всей цивилизации, можно расширить влияние России на международной арене. Это хороший вариант развития событий.

Иначе, в худшем случае, сбудется прогноз Томаса Элиота: «Вот как кончится мир — не взрыв, но всхлип». В ХХ веке мир мог кончиться «взрывом». Этого удалось избежать, потому что человечество сумело культурно и психологически адаптироваться к атомному оружию, как прежде к другим техническим чудесам. В XXI веке нам грозит «всхлип» — необратимый, саморазрушительный возврат в прошлое. Остается надеяться и верить, что так не будет, что мир снова сможет договориться.


№17 (434)

http://expert.ru/russian_reporter/2017/17/golubi-s-klyuvom-yastreba/?fbclid=IwAR2GmmdB4yXBoeaLm30ibVkWp8bwcI4SOwIJClg2Qm28ZpD05VsFErpM5wY

Серж Л. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 24 , стр: 1 2 All [только новые]


землянин




Сообщение: 212
Настроение: энтузиастическое
Зарегистрирован: 22.03.17
Откуда: Россия, Белгород
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.19 08:50. Заголовок: Несколько слов об авторе - памяти его.


Этот человек масштабом своего интеллекта, энциклопедической учёностью и личностным обаянием не оставлял равнодушным никого, кто хотя бы однажды встретился с ним. Настоящий Интеллигент и просто замечательный собеседник, удивительно аристократичный в манерах и такой простой в общении, безусловно знающий себе цену и лишённый малейшего снобизма - он был самим собой, единственным и неповторимым. С ним можно было спорить и категорически не соглашаться - невозможно было его не любить.
Таким он и останется в памяти и сердцах тех, кому довелось его знать.
Светлая и Вечная Вам Память, дорогой Акоп Погосович! Вы с нами всегда.

Серж Л. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянка




Сообщение: 208
Зарегистрирован: 05.08.15
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.19 18:51. Заголовок: Да, светлая память. ..


Да, светлая память. Жаль, очень жаль.
Мыслитель великий..
Читала статьи и "Нелинейное будущее", благодарна ему за отсутствие полностью апокалипсического прогноза.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 2013
Зарегистрирован: 21.07.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.19 23:23. Заголовок: Заинтересовала идея ..


Заинтересовала идея "страха перед предками" у древних людей, который тормозил бы агрессию.
В принципе она выглядит довольно абсурдно.
Я присоединяюсь к следующей гипотезе возникновения человека. Голый, слабый, хрупко-нежный человек имел ТЕХНОЛОГИИ, потому что мог их передавать из поколения в поколение методом "показа" и "имитации" (элементы чего имеются и у обезьян, но слабо). Технологии возникли на этой основе как мемы и развивались автономно. Дополнительным "подарком" стали первобытные формы религии, имитирующие не производительные действия гоминидов, а циклические процессы в природе, откуда роль неба в религиях. Небо стало циклическим регулятором ранних социумов и инициировало выделение вождей (сначала Матерей, обычно связанных с Луной).
Никаких предков не могло быть: было начало цикла и его конец и вновь начало. Никакого "понятия" о смерти не существовало, даже не потому, что вообще не было понятий, когда они появились, "смерти" среди них не было. Откуда произошла идея реинкарнации (уже потом). Страх своим источником мог иметь ОТКЛОНЕНИЕ от норм великого циклического бытия. Бог был Луной, на Земле была её представительница - Мать племени. Душа уносилась птицами и возвращалась ими же, вкладывалась в ребенка (откуда наш "Аист", приносящий детей).
Такая картина эволюции духа или психики объясняет огромную роль календаря в древних обрядах и ритуалах, в том числе и в таких религиях как православие и католичество.
Откуда взялись предки?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 2014
Зарегистрирован: 21.07.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.19 23:23. Заголовок: https://religionpeac..



Женщина-Луна, держит в руках календарь.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 2015
Зарегистрирован: 21.07.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.19 23:44. Заголовок: Как Венера Лоссельск..


Как Венера Лоссельская могла сдержать агрессию?

В общем, все это требует дальнейшего обдумывания... Действительно, как при таких условиях выжил человеческий род?
Все это крайне важно понять, т.к. мы находимся перед угрозой самоуничтожения, которая возрастает год от года (с изобретением все более и более мощного оружия).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 2016
Зарегистрирован: 21.07.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.19 23:49. Заголовок: А вот ЭТА статуя... ..




А вот ЭТА статуя... Смысл ее хоть мы понимаем? Женщина призвана тормозить, снимать конфликты. Тем не менее, именно она, Великая Мать, поднимает меч.
Это есть невероятный парадокс. Как в "Медее" Еврипида именно мать убивает своих детей. Что это? Все это необходимо понять...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянка




Сообщение: 209
Зарегистрирован: 05.08.15
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.03.19 08:33. Заголовок: Евгений Беляков пише..


Евгений Беляков пишет:

 цитата:
Смысл ее хоть мы понимаем? Женщина призвана тормозить, снимать конфликты. Тем не менее, именно она, Великая Мать, поднимает меч.
Это есть невероятный парадокс. Как в "Медее" Еврипида именно мать убивает своих детей. Что это? Все это необходимо понять...


Великая Мать - это не дева Мария, скорее Деметра и Персефона , и вы же помните, как поступила Деметра, когда ее дочь похитили. В детстве эту статую и знаменитый плакат с женщиной я воспринимала как просьбу, мольбу о защите, подстегивающую мужчин на активные действия . Сейчас, когда узнала Великой Богине языческой думаю, что она запросто может взбунтоваться и уничтожить человечество, которое не оправдало ее надежд, если так можно выразиться.

Евгений Беляков пишет:

 цитата:
Действительно, как при таких условиях выжил человеческий род?


В жестких, конечно.. Убийство мамонта - это агрессия или нет?
Голый слабый человек обрел разум, потому что хотел выжить. Возникновение разума, конечно, еще одна загадка - откуда он взялся, почему другие живые существа им не обладают. Хотя, это неправда, обладают, разговаривать не умеют просто.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 215
Настроение: энтузиастическое
Зарегистрирован: 22.03.17
Откуда: Россия, Белгород
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.03.19 21:37. Заголовок: О духе Великой Матери


Да, действительно. Великая Мать - это не только Жизнь, но и Смерть, два Лика в одном лице. Она могла быть и бывала и Ужасной Матерью (см. о соответствующем архетипе у Ст. Грофа).
Вообще, мне кажется, что ИАЕ, а за ним и другой социальный мыслитель - наш ЕАБ впадают в некоторую идеализацию доосевых матриархальных культур. К ней располагает то обстоятельство, что мы чрезвычайно мало о них (этих культурах) знаем, плохого - вообще практически не знаем, а потому закономерен большой соблазн спроецировать на них архетип "Золотого Века". Но кто знает, какие были там собственные формы инферно и какими способами они подавлялись. А логически они должны были быть. Можно, конечно, предположить, что эта протоцивилизация была не в пример гармоничнее последующих патриархальных культур и сообществ, но абсолютно "идеальной" она быть не могла.

И взбунтоваться "Великая Богиня" - Мать-Природа ой как может...


Серж Л. Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 2021
Зарегистрирован: 21.07.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.19 02:15. Заголовок: Сергей, вот тут - о ..


Сергей, вот тут - о Великой Матери.
https://zemlyane.unoforum.pro/?1-8-0-00000007-000-0-0-1403254215

К сожалению, тему придется реставрировать...
Книжку Гимбутас Вы, конечно, смотрели. Мария Гимбутас - потрясающая археологиня!
Я верю в нее. Она - один из крупнейших историков ХХ века.

Великая Мать изображалась со змеями в руках или с леопардами по бокам.
Она поистине великая, но и ужасная.
Трипольская Великая Мать сохранилась в славянских (и в русских) вышивках, с которыми мы знакомы с детства... (Правильнее сказать - не "Трипольская", а из Чатал-Хююка - первого центра земледелия на Земле).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 222
Настроение: энтузиастическое
Зарегистрирован: 22.03.17
Откуда: Россия, Белгород
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.19 17:24. Заголовок: wing пишет: В жестк..


wing пишет:

 цитата:
В жестких, конечно.. Убийство мамонта - это агрессия или нет?



Я думаю, что конечно, агрессия. Под влиянием А.П. Назаретяна я уже почти 20 лет понимаю агрессию расширенно -как своего рода концентрированный выброс жизненной энергии, направленный на решительное изменение какой-либо ситуации. А убийство мамонта, даже сугубо хозяйственно-прагматическое, без боевой агрессии невозможно. Но здесь агрессия имеет место и в самом обывательском смысле - как нападение на того, кто на тебя не нападал. Мамонты, по некоторым свидетельствам, были довольно мирными существами и сами на людей обычно не нападали.

Серж Л. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 223
Настроение: энтузиастическое
Зарегистрирован: 22.03.17
Откуда: Россия, Белгород
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.19 17:26. Заголовок: wing пишет: В детст..


wing пишет:

 цитата:
В детстве эту статую и знаменитый плакат с женщиной я воспринимала как просьбу, мольбу о защите, подстегивающую мужчин на активные действия .


Аналогично и я так же!

Серж Л. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянка




Сообщение: 212
Зарегистрирован: 05.08.15
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.19 18:44. Заголовок: Сергей Л. пишет: я ..


Сергей Л. пишет:

 цитата:
я уже почти 20 лет понимаю агрессию расширенно -как своего рода концентрированный выброс жизненной энергии, направленный на решительное изменение какой-либо ситуации. А убийство мамонта, даже сугубо хозяйственно-прагматическое, без боевой агрессии невозможно.



Вот и я тоже воспринимаю агрессию примерно так.. Как деятельную активность разного рода, "нападение" в самом широком смысле . Под воздействием "Анатомии человеческой деструктивности" и "Человек волк или овца" Фромма Э. и юнгианцев, с работами Назаретяна я познакомилась позднее, через интерес к футурологии.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 224
Настроение: энтузиастическое
Зарегистрирован: 22.03.17
Откуда: Россия, Белгород
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.19 00:26. Заголовок: Вот в этой связи воп..


Вот в этой связи вопрос (не к Вам, а в принципе): каковы были проявления агрессии - и деструктивности, как разновидности "плохой агрессии" - в великих матриархальных культурах древности? Ведь то, что они были иными, не такими, как в маскулинных (патриархальных) культурах, не то же самое, что их вообще не было.

Серж Л. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянка




Сообщение: 214
Зарегистрирован: 05.08.15
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.19 11:05. Заголовок: Сергей Л. пишет: ка..


Сергей Л. пишет:

 цитата:
каковы были проявления агрессии - и деструктивности, как разновидности "плохой агрессии" - в великих матриархальных культурах древности?



Если рассматривать с точки зрения здравого смысла, не фактически, все появления были такими же как сейчас - при всех формах организации жизни остаются чужаки, непокорные свои , нехватка ресурсов , ссоры между членами семьи. Я не специалист, не знаю как было всё устроено при матриархате, существование которого вообще - гипотетическое. Допустим, был. Но мужчины тоже были, как и сейчас более сильные физически и более интеллектуально развитые. Даже если глава рода женщина - дает приказ на маленькую войну , если она нужна сообществу в данный момент.
Тут вопрос отношения материнству - оно всегда 100 %, отцовство не столь очевидно, даже генетический анализ , существующий лет 30-40, дает гарантию примерно 95%, и отсюда встают разные социальные вопросы.
Просто уровень общей агрессивности поведенческой мог быть меньше, чем в настоящее время в силу первобытности общества, верований разных, страха перед стихией. Но формы, формы не изменились. Не верю в идеальные времена, которые пережило человечество, когда были счастливы все.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 2025
Зарегистрирован: 21.07.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.03.19 01:23. Заголовок: Никаких войн не было..


Никаких войн не было. Ни больших, ни малых.
В захоронениях нет убитых - только от болезней.
Не было оружия. Его просто не находят археологи.
Не было стен вокруг первых городов.
Какая-то агрессивность, наверно, была, но в несравненно меньшей мере, чем сейчас.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 226
Настроение: энтузиастическое
Зарегистрирован: 22.03.17
Откуда: Россия, Белгород
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.03.19 21:25. Заголовок: Закон Назаретяна мож..


Закон Назаретяна может быть рассмотрен и в обратном ключе: чем менее развита техносфера (средства производства / уничтожения), тем менее развиваются духовные "механизмы" сдерживания агрессии -- просто потому, что, практически не имея оружия, люди минимально рискуют самоуничтожиться. Если великие этические, религиозные, философские системы, искусство и прочие вершины культуры развивались из глубинной потребности баланса, как ценностный щит на пути инферно, то ничего подобного у этих людей не было. Но я хочу сказать не о том, что у них, по-видимому, не было утончённой богословской и философской мысли - это полбеды, а о том, что сказанное может означать отсутствие сколько-нибудь развитой идеосферы вообще. То есть, не будучи агрессивными и злыми, они могли быть в чём-то удручающе, с нашей современной точки зрения, примитивными. Они не знали бездн падения, но не знали и высот творческой свободы, плоды которой сегодня составляют настолько привычную для нас атмо(ноо-)сферу, что нам очень трудно представить себе её отсутствие. Тем не менее, она стала жизненно необходима нам, как необходима концентрация кислорода в воздухе. Весьма вероятно, попади мы в такое общество, мы задохнулись бы в нём от внутренней тесноты, невзирая на самое благожелательное к нам отношение "аборигенов". Логически - это была своего рода "плата" за мир и равновесие.
Вспоминается лермонтовский "Мцыри":
"Скажи мне: что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы - краткой, но живой -
Меж бурным сердцем и грозой?"


Серж Л. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 2026
Зарегистрирован: 21.07.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.19 00:50. Заголовок: У них было развитое ..


У них было развитое искусство.
Это - тысячелетия назад. Сохранилось не многое.
Было бы трудно назвать Крито-Микенское искусство примитивным, если оно - одно из величайших духовных достижений человечества. А ведь Крито-Микенская культура - это фрагмент Древнеевропейской цивилизации, сохранившейся после разрушения основных ее центров примитивными воинственными патриархальными племенами арийцев (так называемой культурой курганов).

Это - Чатал-Хююк, первое земледельческое поселение на Земле. 10-12 тысяч лет назад.



Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 2027
Зарегистрирован: 21.07.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.19 00:56. Заголовок: При самой большой на..


При самой большой натяжке ЭТО я не могу назвать "примитивным".
А это - последний взлет "матриархата", Крит.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 2028
Зарегистрирован: 21.07.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.19 00:58. Заголовок: О каком примитивизме..


О каком примитивизме можно говорить?
Если ЭТО - "цена" ненасилия, то мне подходит такая "цена"))).

Наша культура куда более "удручающе-примитивна"...

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
землянка




Сообщение: 216
Зарегистрирован: 05.08.15
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.19 08:33. Заголовок: Евгений Беляков , ду..


Евгений Беляков , думаю, что на Крите и сегодня невысок уровень насилия. Остров, теплый остров, два-три урожая в год, мегаполисов нет, практически живет сельским хозяйством.
Вы рассматриваете конкретный матриархат и конкретную Великую Богиню, описанные Гимбутас. А если посмотреть на других Великих Матерей - Кибелу (насколько я знаю там проводились ритуальные оскопления в жертву Великой матери) , Иштар )помимо плодородия - богиня войны) , мансийскую Сорни-Най (Золотая баба Урала, так же имели место ритуальные убийства, человеческие жертвоприношения, и миф о менквах не такой уж миф, людоеды были), и соответсвенно, происходящее в тех местах и в те времена , думаю, матриархат не будет таким радужным как на Крите. Там был рай, Эдем, а позже "Ева" приняла плод познания и рай обрушился.
Вероятно, есть закономерность между ростом уровня развития и агрессивностью , и определенно есть такая закономерность, когда мы имеем дело с большим скоплением людей на одном месте.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 2029
Зарегистрирован: 21.07.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.19 01:15. Заголовок: И Кибела,и Иштар и т..


И Кибела,и Иштар и т.д. - это все позже.
В Триполье климат был не такой уж теплый (это широта Киева где-то).
Золотая баба и т.д. - это не земледельческие племена.

Конечно, Гимбутас.


 цитата:
«Слово «цивилизация» нуждается в объяснении. С точки зрения археологов и историков, оно подразумевает наличие политической и религиозной иерархии, военного искусства, классов и высокого уровня разделения труда. Такого рода структуры действительно характерны для патрилокальных сообществ, в том числе и для индоевропейского, в отличие от описываемых в этой книге матрилокальных культур.
Цивилизация, существовавшая в Древней Европе между 6500 и 3500 гг. до н. э., а на Крите — вплоть до 1450 г. до н. э., знала долгий период ничем не потревоженного мира, благодаря чему был создан художественный язык удивительной красоты и изящества — верный признак того, что для нее было характерно более высокое качество жизни, нежели для многих патрилокальных и классовых типов общества.
Я не согласна с тем, что понятие «цивилизация» приложимо исключительно к патриархальным и воинственным сообществам. …Это была цивилизация в самом лучшем и истинном смысле слова. В V и в начале IV тыс. до н. э., на излете ее существования в Центральной и Восточной Европе, у древних европейцев были города, объединявшие значительную часть населения, святилища высотой в несколько этажей, священные письмена, просторные жилища из четырех-пяти комнат, профессиональные керамисты, ткачи, медники, золотых дел мастера и другие ремесленники, чья продукция отличалась сложностью и разнообразием.
Благодаря существованию сети торговых путей такие товары, как обсидиан, раковины, мрамор, медь и соль, могли перемещаться на сотни километров.
…Серьезное заблуждение считать, что неотъемлемой частью человеческого состояния является война. Действительно, начиная с бронзового века и до нынешнего времени жизнь людей нередко сопровождалась боевыми схватками и возведением укреплений. Однако это не так в случае палеолита и неолита. Среди пещерных рисунков эпохи палеолита нет изображений боевого оружия (то есть оружия, направленного против себе подобных), как нет и свидетельств его существования в эпоху древнеевропейского неолита. Ни один из примерно 150 дошедших до нас рисунков из Чатал-Хююка не запечатлел конфликты, сражения, войны или пытки.
Местоположения древнеевропейских поселений не слишком выгодны с точки зрения обороны: как правило, их выбор обусловлен соображениями удобства, наличием хорошей воды, плодородной земли и пастбищ для скота. Древняя Европа не знала ни труднодоступных укреплений на возвышенностях, ни кинжалов, копий или алебард. Неолитические поселения порой бывали окружены рвом и очень редко - деревянной или каменной изгородью.
Земляные укрепления и другие оборонительные сооружения появились в эпоху позднего неолита и в медном веке, когда возникла необходимость защиты от набегов чужаков



Наверно, я уже приводил ээту цитату, но не грех и повторить).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянка




Сообщение: 219
Зарегистрирован: 05.08.15
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.19 08:15. Заголовок: Евгений Беляков , по..


Евгений Беляков , позже, значит, хорошо, я поняла. Матриархат был младенчеством цивилизации, а позже ребеночек вырос ..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 231
Настроение: энтузиастическое
Зарегистрирован: 22.03.17
Откуда: Россия, Белгород
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.19 18:45. Заголовок: Да, Евгений. Безусло..


Да, Евгений. Безусловно. Я недостаточно "включился" в тему и упустил факт существования ТАКОГО искусства, а с Критом эту цивилизацию и вовсе не соотнёс. А умным-то хочется показаться! :)
В общем, буду учить материальную часть.


Серж Л. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 232
Настроение: энтузиастическое
Зарегистрирован: 22.03.17
Откуда: Россия, Белгород
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.19 18:48. Заголовок: Евгений Беляков пише..


Евгений Беляков пишет:

 цитата:
Если ЭТО - "цена" ненасилия, то мне подходит такая "цена"))).


Мне тоже!
Евгений Беляков пишет:

 цитата:
Наша культура куда более "удручающе-примитивна"...


Что называть "Нашей культурой". "Серебряный Век" - никак нет! Про А. Рублёва с Дионисием я уж не говорю...

Серж Л. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 24 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет