«Слабые молят о чудесах, как нищие о милостыне,
вместо действия, вместо того, чтобы расчищать путь собственной силой и волей.
Бремя человека свободного и бесстрашного велико и печально.
Только если он не стремится взвалить его на бога или мифического героя, а несет его сам,
он становится истинно богоравным, достойным неба и звезд!»


Иван Антонович Ефремов



«О космической экспансии человечества я предпочитаю не говорить.
До тех пор, пока на Земле 3/4 населения
пребывают в бедности, невежестве и болезнях
тратить деньги на что-либо, кроме борьбы с
бедностью-невежеством-болезнями попросту безнравственно»


Борис Стругацкий



АвторСообщение
землянин




Сообщение: 2386
Зарегистрирован: 21.07.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.23 00:52. Заголовок: Спираль познания


ВЕЛИКАЯ СПИРАЛЬ ПОЗНАНИЯ
(Это - часть моей книжки “Диалектика ноосферы”)

В “классическом” марксизме материя, противопоставленная идее, считалась “первичной”: существование идеального было обусловлено высоким развитием материальных структур - социума и мозга. Эта концепция противопоставлялась идеализму, где “первичным” считался “разум” или “бог” или “мировая идея”. Материализм Маркса назывался также диалектическим, потому что признавались принципы диалектики, в том числе закон отрицания отрицания, приводящий к “принципу спирали”: все, как разум, так и природа развивается “по спирали”.

Два положения: первичность материи (“линейная” связь) и диалектический “принцип спирали”, предполагающий “уход-и-возврат”, как я полагаю, были в марксистской философии недостаточно согласованы. Правильнее было бы сказать, что их согласованием не занимался никто. (После выхода в свет работ Плеханова и, в особенности, “Материализма и эмпириокритицизма” Ленина ни у кого не было желания с риском быть объявленным ревизионистами устраивать “великий пересмотр” в марксистской философии). Поэтому “пробой” стены непонимания произошел вне марксизма.

В середине XX века выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже выступил с концепцией “кольца наук”. Цитирую по книге Дж. Флейвелла “Генетическая психология Жана Пиаже, стр. 343: “Основное положение Пиаже на счет отношений между главными науками состоит в том, что они образуют в совокупности не ту или иную иерархию линейной формы, но круговую структуру: линия взаимоотношений начинается с математики и логики, продолжается к физике и химии, затем идет к биологии, тянется к психологии, социологии, а потом делает круг, снова возвращаясь к логике и математике… Математика представляет человеческое творение и, таким образом, связана взаимоотношением взаимозависимости с психологией и социологией. Именно это отношение и обеспечивает круговую структуру вместо простой, например прямой, линии сведения психосоциального к биологическому - физико-химическому - логико-математическому”. И хотя у Пиаже речь идет прежде всего об отношении между науками (то есть между “идеальными” объектами), в силу его же собственного утверждения о соответствии (изоморфизме) между импликацией (логическим выводом) и отношениями причинности, все сказанное нужно отнести также и к устройству Мира в целом.

Итак. получается, что “закон первичности” нужно заменить кольцеобразной схемой, что иллюстрирует следующий рисунок:

“МЕХАНИКА” ----> “ЖИЗНЬ”



/\ .................................. \/



“МАТЕМАТИКА” <---- “ПСИХОСОЦИУМ”


Эта схема иллюстрирует “закон доминирования”, который можно было бы назвать “расширенным законом первичности”. Так жизнь - “надстройка” над очень узким фрагментом механических (квантово-механических) структур, психика+социум - “надстройка” над живым, функционирующим мозгом, продуктом длительной биологической эволюции, логико-математические операции - суть “продукты” развитой в коммуникации психики, а механические системы - “часть” математики.

Наиболее проблематична здесь связь от “психики” к “математике” и далее к механике. Ведь обычно считается, что математические аксиомы - это отражение наиболее общих законов строения физического мира (то есть что, к примеру, аксиомы - суть многократно повторяемые, и в результате ставшие своего рода рутинными, схемы успешного мышления). Однако мне кажется, есть гораздо большие основания считать, что математическое знание вовсе не есть “отражение практики”, как часто считают; несмотря на распространенность, почти общепринятость такого мнения, я считаю его ошибочным.

Как это уже ярко выразил Кант в своей трансцендентальной эстетике, математические факты суть априорные структуры, или, если угодно, пример особого интроспективного “опыта”. ИСТОЧНИК МАТЕМАТИКИ - “ПАМЯТЬ” ЧЕЛОВЕКА, возможно, доносящая отголоски древнейшего состояния Космоса - “сингулярности”.

Ни одна фигура из числа геометрических (например: круг, шар, пирамида, куб, а также, что особенно удивляет - прямая и точка!) не найдена человеком в природе. Названия фигур часто действительно взяты “из практики”, но откуда они “в практику” попали? Явно не из природы. Тогда откуда?

Например, как это ни странно, но в природе практически НЕТ ТОЧНЫХ КРУГОВ - одной из основных фигур в геометрии. Среди отмечаемых Юнгом архетипов содержится Троица и Четверица. У Юнга есть специальное исследование этих архетипов. Там выясняется, что каждый из них тяготеет к второму. Иными словами, оба стремятся к некоей середине. Но Юнг “не замечает”, что между 3 и 4 находится число π=3,141596…

Арифметические свойства чисел не отражают никакие из известных человеку свойств окружавшей его природы. Например, возьмем свойства простых чисел (к примеру, их бесконечность). Только в живой природе мы видим проявление некоторых свойств чисел, например, особую роль числа “5”, отмеченную еще первым Ноосферным сообществом - пифагорейским (пятилепестковость большинства цветов, морские звезды, “золотое сечение” - пропорция, присущая пятиконечной звезде, идеальному телу человека и пр.). Но открыватели чисел обнаружили их свойства подчас независимо от свойств животных и растений и не вносили их в математику как отражения природы. И они были поражены обнаружившимися непостижимыми и необъяснимыми закономерностями.

Некоторые математические структуры были открыты в математике гораздо раньше, чем оказалось, что они пригодны для употребления в физике. Математики и физики были поражены фактом высочайшей эффективности математики в физике (см. известную книгу Вигнера). Если бы математические открытия были порождены нуждами практики, как это часто утверждается, то хронология была бы обратной.

Математическая логика работает одновременно с высказываниями и с языком высказываний. Часто теряется граница между тем и другим. Возникает ощущение, что высказывание “математика - язык природы” не просто метафора. Но язык есть СРЕДСТВО отражения, а не само отражение. Ведущие лингвисты (Сосюр, Иванов) считают, что структуры языка - порождение врожденных универсальных структур мозга (источник коих неизвестен).

В генетической психологии гениальный швейцарский ученый Жан Пиаже доказывает происхождение логических операций у детей, действительно, из практической деятельности, но в которой ведущую роль играет именно развивающийся МОЗГ. Он приводит характерные стадии развития логики (и математики), которые никак не могут быть выведены из свойств среды. И математическое открытие возникает откуда-то изнутри, что трудно объяснить иначе, чем тем, что мы как бы видим внутренним взором “устройство” своего “духа” (и бездонную глубину в нем).

Математик (как и ребенок в процессе развития) как бы “вспоминает” математику, о чем прекрасно говорит Платон в одном из своих диалогов. Сократ задает вопросы маленькому мальчику, который раньше никогда не слышал ни о какой геометрии. И этими вопросами он будит некие интуитивные процессы у этого мальчика, и тот создает или “вспоминает” некие нетривиальные математические знания.

Психика отражает не только внешний мир, но и глубинные математические структуры, единые для всего материального бытия. Математика природы, Космоса рождается не в голове ребенка - процесс генезиса-вспоминания (“всплывания” из глубины памяти) математических структур есть повторение в онтогенезе филогенеза - эволюции математических структур Метавселенной (то есть во всех вселенных, “предшествующих” “нашей”). Ибо если любой онтогенез - повторение филогенеза, то историю ЧЕГО хранят толстые тома математической энциклопедии Бурбаки?

Французские материалисты XVIII века выдвинули принцип: “Нет ничего в разуме, что ранее не было бы в чувствах”. Это назывется сенсуализм. После длительных обсуждений философы вынуждены были внести одно небольшое, но чрезвычайно важное добавление: “Кроме самого разума”. Но это положение оказалось столь существенным, что вся теория Канта об априорных формах фактически умещается в нем. Больше того, приходится признать, что этот афоризм “умнее Канта”, так как его “трансцендентальная эстетика”, хоть и провозглашает математику невыводимой из “вещей-в-себе”, но математика эта остается еще очень архаичной, практически еще античной, евклидовской, той, что преподавали в немецких школах тех времен (и, увы, чем ограничиваются в наших нынешних!)

“Нет двух реальностей, - писал Ромен Ролан в книге “Вселенское евангелие Вивекананды.- Что начертано в одной, то есть и в другой. Законы внутренней психической сущности по необходимости таковы же, как и законы реального внешнего мира. И если вы научитесь хорошо читать в одной, то есть все основания ожидать, что вы найдете в ней подтверждения (или предчувствия) того, что вы прочли или прочтете в другой. Когда я читаю глубокую мысль Лао Цзы, что “колесо состоит из тридцати видимых спиц, но оно вращается благодаря невидимой пустоте в центре ступицы”- я думаю о новейших гипотезах, до которых добралась теперь астрономическая наука, обнаруживающая, что очагами бесчисленных миров является бездна космической пустоты… Думаете ли вы, что Лао Цзы могла бы прийти в голову мысль, если бы в ней тайно не запечатлелись формы универсальной космической Субстанции и ее неведомые законы?… Гипотеза - скажете вы? - Не в большей и не в меньшей мере, чем ваши наиболее надежные и плодотворные научные гипотезы. И логически она правдоподобна, ибо она отвечает строгой экономии законов Вселенной и сочетается с их природной гармонией.

Но, если это так, разумное пользование глубокой интроверсией человеком науки могло бы дать человеку науки неисчислимые возможности…” И, добавлю, не содержится ли в интуитивных прозрениях так называемых “древних философов” ключей к разгадкам современных проблем в математике и в теоретической физике?

Всматриваясь в “кольцо наук”, мы обнаруживаем, однако, на первый взгляд, неустранимый логический порок концепции Ж.Пиаже: все определения образуют “круги”, а “теоремы” опираются друг на друга (круги в доказательствах). И дело не в том, что старинная античная схема, на основе которой построены евклидовские “Начала”, устарела, или что “круг наук” слишком велик, чтобы к нему она применялась…

Как мне кажется, единственный выход состоит в том, чтобы РАЗВЕРНУТЬ КОЛЬЦО НАУК В СПИРАЛЬ ЕЕ БЕСКОНЕЧНОГО РАЗВИТИЯ. Тогда исчезают “кольца” определений и обоснований, а противоречия мыслятся как существующие между достигнутой фазой в развитии науки и прошедшей и будущей.

"Здание" науки - мысленный образ. В течение многиех веков его представляли (по аналогии с "Началами" Евклида) как некое статичное строение, поднимающееся в небо от фундамента-аксиом к многочисленным этажам-теоремам. Но верно ли это идеальное представление, проистекающее из эпохи физической статики Архимеда? Не является ли задние науки "кристаллизованным" ПРОЦЕССОМ, - так в свое время ставил вопрос Гегель, - и, таким образом, не является ли оно - огромной, прочерчивающей все отрасли знания, СПИРАЛЬЮ?

Великая спираль познания одним своим концом указывает в Космос (в “звездное небо”), там ученый усматривает гармонию фундаментальных законов теоретической физики; другим - внутрь, в бездонную глубину человеческой психики (“моральный закон внутри нас” из известного высказывания Канта), откуда рождаются математические структуры.

Вышеприведенная схема “большого цикла” мегасистем иллюстрирует тезис о “единстве Мира” и в ней сконвергированы многие философские системы, прежде относимые к идеалистическим или материалистическим. Все они оказываются ракурсами бесконечной единой и взаимосвязанной реальности. Если мы воспользуемся только одним ракурсом-ресурсом, то картина получится однобокой (о чем и говорил Ефремов в одном из диалогов, где речь идет о двойственности истины: “Погоня за абсолютным - одна из самых тяжких ошибок человека. Получается односторонность, то есть полуправда, а она хуже, чем прямая ложь, та обманет меньшее число людей и не страшна для человека знающего”). Необходимо, следовательно, глядеть на вещи одновременно “с двух сторон”, СТЕРЕОСКОПИЧЕСКИ.

Аналогичная методика “двуканального чтения” и сопоставления должна, очевидно, быть и при анализе любых исторических событий, учений, сообщений, в том числе так называемого “идеализма” и так называемого “материализма”.

Спираль познания стягивается к центру, другим своим концом прорывая завесу неизвестности вовне. Кольцо освоенного (“жизненный мир”) постепенно сужается (одновременно расширяясь). НООСФЕРА во внутренней части этого кольца, и есть СИНТЕЗ, результат сближения четырех (или иного числа в зависимости от критериев и целей исследователя) “больших” систем.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет