«Слабые молят о чудесах, как нищие о милостыне,
вместо действия, вместо того, чтобы расчищать путь собственной силой и волей.
Бремя человека свободного и бесстрашного велико и печально.
Только если он не стремится взвалить его на бога или мифического героя, а несет его сам,
он становится истинно богоравным, достойным неба и звезд!»


Иван Антонович Ефремов



«О космической экспансии человечества я предпочитаю не говорить.
До тех пор, пока на Земле 3/4 населения
пребывают в бедности, невежестве и болезнях
тратить деньги на что-либо, кроме борьбы с
бедностью-невежеством-болезнями попросту безнравственно»


Борис Стругацкий



АвторСообщение



Сообщение: 8
Зарегистрирован: 26.05.14
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.05.14 11:17. Заголовок: Кто оборвал бутончики


Евгений Александрович! Выкладываю Вашу статью, если не возражаете)

КТО ОБОРВАЛ БУТОНЧИКИ

ИЛИ ПРАВО НА ПОНИМАНИЕ

Человек - это “чело”, то есть лоб или голова, и “ве” (ведать, поведать и т.д.), - говорящая голова. Ребёнок тем и отличается от любого зверька, что обладает феноменальными способностями к усвоению человеческого языка, человеческой речи. Все удивляются, как быстро он схватывает огромную лексику языка. Как быстро он начинает лопотать, говорить, произносить множество слов.

Но тут есть и скрытая сторона, на которую обращают внимание реже, однако не менее важная - а именно способность к пониманию. И действительно, чтобы возник феномен общения , кроме умения самовыразиться в слове, необходимо ещё адекватное восприятие речи другого человека. Речи и всего, что стоит за ней: чувств, эмоций, ситуаций, потребностей, положений. Можно выучить множество слов, усвоить правильное произношение, сотавлять грамматически верные конструкции, но по-настоящему человеческую сторону языка не освоить. Ибо она - как бы за словами и предложениями. И этой-то человеческой способности мы учимся всю сознательную и бессознательную жизнь, по ней мы, видимо, должны измерять наше расстояние от говорящего попугая (тоже - “говорящая голова”) до “человека в высшем смысле слова”.

Когда ребёнок познаёт азы речи и азы наук, мы учимся у ребёнка понимать.

Однажды мы с женой обнаружили, что в цветочных горшках кто-то (не кто-то, а, разумеется, Петька) оборвал все до одного цветы. “Кто?”- задали мы риторический вопрос. Поскольку оправданий не последовало, виновник был наказан.

Петя - наш третий ребёнок. Значит два предыдущих мало чему нас научили. Нужен был пятый, чтобы мы изменились.

С Симочкой (пятой) ситуация один к одному повторилась. Однажды утром на прелестной карликовой розочке исчезли все бутоны. Подозрения естественно пали на младшую. Но мы уже были достаточно подготовленными, чтобы хотя бы поинтересоваться:”Зачем?” И действительно, ведь Сима вовсе не варвар, что ей эти цветочки? чем они могли не понравиться? Отвечает:”Я не люблю, когда старые”. И тут жена вспоминает, что в прошлый раз, когда цветы завяли, она вместе с Симой оборвала старые, увядшие уже тоже как бы “бутоны”. Вот оно что - значит Симуха просто перепутала бутончики и отцветшие,как она выразилась

“старые”, цветы. Она сделала то, чему её учили, а мы-то собирались наказывать.

А почему Петя оборвал цветочки несколько лет назад - это уже навсегда останется тайной. Верно же тоже не от зла...

Чтобы понимать ребёнка, нужно усилие. Это усилие требует навыка, развития, как и вообще любое усилие, даже мышечное. Есть люди весьма тренированные “физически”, но к совершению даже самого маленького душевного усилия не способны. Тут они оказываются совершенно детренированы. Так вот именно дети-то и есть для нас та самая наилучшая душевная тренировка, тот самый лучший, потому что самый естественный, веками существовавший и потому оптимальный “тренинг” душевных сил.

Многие осознают у себя отсутствие многих духовных, эмоциональных способностей. Отсутствие глубокого, подлинного общения, которое не возможно без умения понимать другого человека. На полках магазинов - множество книг с полезными советами, как научиться общаться, как стать любимым. Но всё ограничивается “приёмами”. Ибо настоящее духовное развитие (почему-то об этом забывают упомянуть) - большой труд. Но в этом нам даны отличные помощники - наши дети.

В них мы видим своего рода “модель человека”, самого себя в миниатюре, или, может быть, как в каком-то мультике,в котором мы сами - герои. Решая эти маленькие проблемы этим маленьким человечкам, мы на самом деле решаем свои главные проблемы, те, ради которых мы живём. Ведь что ни говори, но ребёнка понять в десять раз проще, чем взрослого. Но и тут требуется усилие и навык. И когда мы этим умением овладеваем с нашими детьми, мы вдруг неожиданно открываем, что чему-то важному научились и в отношениях друг с другом .

Таким образом не только мы нужны детям, но и они (может быть, в ещё большей степени) нужны нам. Они делают нас лучше. Но - и это важно понять - только при одном условии, если мы сознательно стремимся их понимать. В противном случае они не в силах нас ничему научить. И я думаю, мы не должны им мешать воспитывать нас. И в список Прав ребёнка давайте запишем это важнейшее право: право на понимание. Это не толькодля них, это и для нас.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет