«Слабые молят о чудесах, как нищие о милостыне,
вместо действия, вместо того, чтобы расчищать путь собственной силой и волей.
Бремя человека свободного и бесстрашного велико и печально.
Только если он не стремится взвалить его на бога или мифического героя, а несет его сам,
он становится истинно богоравным, достойным неба и звезд!»


Иван Антонович Ефремов



«О космической экспансии человечества я предпочитаю не говорить.
До тех пор, пока на Земле 3/4 населения
пребывают в бедности, невежестве и болезнях
тратить деньги на что-либо, кроме борьбы с
бедностью-невежеством-болезнями попросту безнравственно»


Борис Стругацкий



АвторСообщение
землянин




Сообщение: 1337
Зарегистрирован: 21.07.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.12.15 02:02. Заголовок: Икар. Рассказ.


Икар
(рассказ)

- Человек не умеет летать сам. Он не птица. Он рож-ден… не летать. Не может, и не сможет никогда. Что вы мне говорите.
Илья Ужаков, директор авиаклуба «Дедал», быстро шел к трапу самолета, оборачиваясь к собеседнику и бросая отрывистые как лай реплики.
- Вы меня дурачите. Нет. Это все равно, что помогать создавать вечный двигатель. Наш клуб занимается реаль-ными вещами. Самолетами. Вертолетами. Воздушными ша-рами, наконец. Он не занимается полетами на крыльях. А вам, молодой человек, я бы посоветовал заняться чем-нибудь более… гм-гм…земным… Не дай бог свалитесь с не-бес, как этот… этот греческий…
- Икар, - сказал его спутник.
- Да. Икар. Всего хорошего. До свидания.
Ужаков порылся в кармане своей меховой куртки.
- А кстати, - сказал он.– Вот это как раз для вас.
В жизни Ужакова часто бывало так, что в некоторые, отмеченные самой судьбой моменты он находил в кармане необычные вещи: бумажки, ключи… Они были своего рода знаками, чем-то, что поворачивало ход событий кардиналь-но… Такой уж он был человек, директор авиаклуба Илья Ужаков.
Он вытащил руку из кармана. Бумажка, которую он за-жал в кулаке, была пригласительным билетом на лекцию за-езжего ученого, физика. Некоего Мухина.
- Вот, - протянул он бумажку своему назойливому спутнику. – Сходите, если не лень. Это ученый – настоящий! Да-с. Поверьте. И он вам как дважды-два докажет, что все ваши идеи – это бред, извините, сивой кобылы. Не обижай-тесь, это просто так говорят. Метафора такая имеет место. И, знаете ли, это все, чем я вам могу помочь. Всего хорошего.
Ужаков окончательно отвернулся, быстро поднялся по трапу и исчез в черной дыре люка. Его собеседник оша-рашено моргал глазами и мял в руках пригласительный би-лет.
- Но… ведь он даже не выслушал меня… - огорченно произнес этот странный человек в пустоту.
Самолет улетел. Пошел хлопьями снег. Человек смот-рел своими голубыми глазами, как в небо уносилась одна из его очередных блестящих возможностей… Маленький кре-стик уже давно скрылся в небе. Еще один маленький кре-стик.
========
В тайге у геологов родился ребенок. Это была девоч-ка. Родители ее, геологи, люди неординарные, я бы даже сказал - оригинальные, нарекли ее странным греческим име-нем Артемида. Девочка была на редкость спокойная, улыб-чивая. Ее очень любили ее мама и папа. И когда настала зима, и густой пеленой всюду повис снег, и когда маленький временный поселок геологов со всех сторон занесло снегом, девочку оставили зимовать. А дороги занесло. И на много километров вокруг была тайга, сугробы, голодные волки, и абсолютно не было никаких врачей.
========
Лекция подходила к концу.
Лектор, физик и, одновременно летчик, Викентий Сте-пановчич Мухин заканчивал доказательство очень сложной математической теоремы. Он уже исписал несколько досок своими интегралами и дифференциалами, корнями и степе-нями, рядами Тейлора и Лорана… Наконец, утомительная теорема была доказана, лектор с торжеством в глазах по-вернулся к зрителям. Бабушка на первом ряду убрала вяза-ние, а девушка на втором ряду быстро спрятала булочку, ко-торую она ела тайком от лектора.
Зрители ничего не поняли, но все-равно пребывали в состоянии удовлетворенного восхищения. Лишь один-единственный зритель с голубыми глазами, - понял все. И это был наш герой.
Кстати, пора его представить. Его имя тоже странное, но после Артемиды, читатель уже, наверно, ничему не удив-ляется. Его звали Анжелло.
Дело в том, что он был незаконным сыном одного итальянца – блестящего инженера, авиаконструктора, кото-рый еще в молодости переехал на постоянное местожитель-ство в Москву, где и сошелся, не долго думая, с прелестной дочкой своей домохозяйки. У нее (дочки) были огромные го-лубые глаза. Ими, наверно, и прельстился итальянец.
Говорят, на детях гениев природа отдыхает. Италья-нец был поистине талантлив, за что и угодил в тюрьму – времена-то были сложные и, как теперь говорят, неодно-значные. Анжело Иванович (в Советском Союзе гениальный итальянец принял имя Иван) родился перед самой войной.
Итальянец Иван был человек честный. Он предложил своей возлюбленной красавице с голубыми глазами, дочке домохозяйки, сердце и руку. Она отвергла и то, и другое, по-тому что была реалисткой и многое понимала в жизни, сама не зная, откуда это знание.
Однако в этом нет никакой загадки. Отец девушки, прежде чем окончательно бросить жену, многое поведал ей (жене) о своей работе в органах защиты пролетарского госу-дарства. Маленькая же дочка слышала все эти рассказы при полузакрытой какой-нибудь кофточкой настольной лампе, засыпая, усталая после беготни в детском саду. И теперь, когда выросла, она лучше всех ее подруг понимала, что итальянский инженер – не самый лучший отец для ее ребен-ка. Однако, ребенка она с ним завела, но оказалась совер-шенно права, так как ко времени рождения Анжелло, отец его уже сидел, как говорится, не на стуле.
Анжело рос. К концу войны,будучи еще школьником, он показывал весьма плохие успехи. Точнее сказать, был просто двоечником. Он принадлежал к категории задумы-вающихся. И обычно на уроках сразу же говорил ответы ко всем задачам. Ответы были правильные, но учительнице требовался «ход мысли», а не ответ. Такова наша школа, которая не научила маленького Анжелло никакому творчест-ву. Этому он сам научился.
Совершенно безграмотный мальчик мечтал о полетах в небо. Мать предложила ему пойти в модный и бесплатный аэроклуб, но у Анжелло не было желания летать на самоле-тах. И математика была для него необжитой страной. Да, он умел, и даже с годами развил в себе умение давать пра-вильные ответы, но на всех экзаменах – а в аэроклуб требо-валось сдавать экзамены - он попросту провалился. Ведь там тоже требовался "ход мысли", заключенный в стандарт-ные способы записи.
И он очень скоро понял, как взлететь в небо на крыль-ях без какого-либо мотора. Идея была настолько проста, что казалось весьма странным то обстоятельство, что она не пришла в голову никому до Анжелло. Более того, скромный юноша много раз пытался поведать свою идею разнообраз-ным людям, изобретателям, конструкторам, но его никто и никогда не дослушивал до конца. А ведь даже маленький ребенок без всяких формул легко мог её понять.
===========
Итак, лектор (если не забыли, его фамилия была Му-хин) радостно повернулся к аудитории и завершил лекцию словами: «Как видите, человеческих мускулов недостаточно, чтобы привести в движение механическое устройство, назы-ваемое в просторечии «крылья», которое подняло бы его в во…».
Анжелло смотрел на него с грустью. И этот грустный взгляд удивил Викентия Мухина. Он запнулся на посленем слове и спросил, обращаясь к одному-единственному чело-веку в зале клуба, который, кажется, его понял:
- Вы… я… сделал какую-то ошибку в подчете интегра-ла? – недоуменно спросил он.
- Нет, нет, - так же грустно ответил Анжелло. – Все формулы правильные. Вывод верен.
- Ну? И вы все же считаете, что полеты на крыльях возможны?
- Видите ли, - сказал Анджелло, - дело не в том, что вы неправильно решили задачу, вы ее – как бы это выразиться яснее, - неправильно поставили.
Викентий Мухин был ошеломлен.
- Как это? Как это?! Задача поставлена ясно: может ли человек летать на крыльях? Разумеется, без мотора. Какие могут быть вариации? Это сводится к следующим… э… уравнениям… вот… вот…
- Все это так, - отвечал Анджелло. – Я просто устал уже объяснять. Жизнь не сводится к уравнениям…
-Э, батенька! – воскликнул Викентий Мухин. – Этак вы всю науку похерите… Нет! Ерунда. Нужно принимать дости-жения ваших предшественников.
- Например, рыб, - сказал, улыбаясь, Анджелло. – Вы можете написать множество уравнений, и доказать, что ры-бы не могут плавать, так как они тяжелее воды, а энергии плавников не хватит, чтобы поднять рыбу вверх или удержи-вать в равновесии.
- Так ведь… у рыбы есть пузырь!
- Вот именно, - был уже готов рассмеяться Анжелло, - вам, Викентий Павлович, не хватает только пузыря, чтобы всплыть…
- Я Степанович, а не Павлович, - раздраженно сказал Мухин.
- Ну, Степанович, извините, Бога ради. Я не знал, и подумал Павлович.
- Да что вы себе позволяете? – воскликнул Мухин. – Да кто вы такой, молодой человек?
- Я – изобретатель, меня зовут Анжелло Иванович Берталуччи…
- Ах, изобретатель! И что же вы, батенька, изобрели?
- Свободный полет человека на крыльях.
- Бред!
- У меня есть работающий образец.
- Бред!
- Поедемте в мою мастерскую – я покажу его вам в действии.
- И не подумаю! Вы… вы – никто! Есть формулы! Есть научные степени! Вы – кандидат?
- Видите ли, меня выгнали из техникума…
- Ха-ха-ха… пропустите-ка, мне пора в гостиницу, - за-кончил столь эмоциональную беседу заезжий лектор.
=======
А девочка в тайге заболела. Тяжело, почти смертель-но. И ей могло помочь только одно-единственное лекарство. Но там, в тайге, не было не только этого, но и никакого дру-гого лекарства. Она горела в жару и жить ей осталось всего несколько дней.
Она лежала в постели и разговаривала со своей кук-лой. Она понимала, что надежды не осталось. Но она на-деялась. Так устроены маленькие дети, что даже если нет надежды, то надежда все-равно есть.
И кукла сказала ей, что над тайгой летит огромная до-брая птица. И она несет на груди баночку с лекарством. И скоро птица принесет ей здоровье и радость. И ни у кого не будет больше горя…
В комнату зашла заплаканная мама.
- Мамочка, - сказала девочка. – Не волнуйся. Мне ска-зали, что лекарство в пути.
- Конечно, в пути, милая Арти. Конечно. Скоро его привезут.
- Да, мамочка, прилетит большая птица и принесет ле-карство.
- Кто тебе это сказал, Арти? – спросила ее мать.
- Кукла, мне это сказала моя кукла, - ответила девочка, и мать, не выдержав, убежала из комнаты в другую, чтобы никто не слышал ее рыданий.
=======
Анжелло летел сквозь пургу.
Он пролетел уже много километров, и руки и плечи его безумно устали. Все-таки он был не птица, а просто человек. Крылья обледенели и почти не держали его, и он медленно терял высоту.
«Надо двигаться, надо сопротивляться, - думал он. – Девочка со странным греческим именем Артемида погибает без моей помощи. Осталось немного. Пурга слабеет».
И ему казалось, две птицы, похожие на чайки, сопро-вождают его полет справа и слева.
Однако, силы его были исчерпаны. Небольшие перио-ды свободного парения, которые раньше давали отдых его тренированным рукам и плечам, теперь не восстанавливали силы. Наконец произошло неизбежное: Анжелло упал по на-клонной на заснеженное поле, и крылья его с треском сло-мались от удара. Газ из них с шипением вырвался на волю. И он, со сломанными ногами, руками и ребрами, почти поте-рял сознание.
Его спас толстый наст снега. И не чувствуя боли Анд-желло погрузился в странное состояние бреда. Ему каза-лось, он лежит на берегу моря и вокруг него кружат чайки.
Одна чайка села возле него и сказала.
- Анжело, ты не птица. Ты тяжелее воздуха. Птице, чтобы взлететь, нужно всего лишь взмахнуть крыльями. Но у тебя нет перьев, и ты рожден ползать… Рожденный ползать, летать не может, как сказал господин Ужаков…
- Девочка Артемида погибает, она умрет, если не по-лучит лекраство, - ответил Анжелло. Ему показалось, он громко сказал это, но губы его не шевелились…
Неожиданно Анжело почувствовал, что какие-то руки подняли его искалеченное тело, открепили ремни от сло-манных крыльев и куда-то понесли. И он понимал, что это не сон и не бред.
===============
Оказалось - в поселке заметили какие-то огоньки во тьме. Это были фонарики на сломанных крыльях Анжелло. Девочка получила лекарство, Анджелло тоже спасли, хотя больше месяца он не вставал с постели. И никто не пони-мал, каким способом ему удалось преодолеть сто километ-ров от города до поселка в пургу, ночью. Когда все дороги замело сугробами в рост человека…
Это было невозмножно объяснить.
Но самое интересное – никто и не хотел что-либо объ-яснять.
Девочка выздоравливала. Человек, который упал с неба и принес лекарство – тоже поправлялся. Все хорошо. Все в порядке. Все словно бы вытеснили из своего мозга стремление что-либо объяснить. А то, что говорит этот странный человек, что-де он прилетел на каких-то крыльях… Ну… есть же чудаки и даже сумасшедшие.
Может он действительно сбежал из сумасшедшего дома? Надо показать обязательно его врачу-психиатру…
Вскоре наступила весна и Анджелло уехал…
=======
Прошло лет десять.
И вот Мухин и Артемида нашли друг друга.
Мухин был уже академиком, а Артемида – юной, неж-ной девой с развивающимися золотыми волосами. Мухин долго размышлял над загадкой изобретателя крыльев, и,представьте себе, понял, на чем было основано изобрете-ние Анжелло.
Артемида ничего не поняла, но она твердо верила своей кукле.
Анджелло летал. Она это точно знала и намеревалась найти своего спасителя.
- Видите ли, уважаемая Артемида, - объяснял Мухин. – Анджелло сам объяснил мне суть своего открытия. Когда он рассказывал мне про рыбу, он зафиксировал мое внима-ние на пузыре, который порождает силу Архимеда.
Эта сила, позвольте напомнить, равна весу вытеснен-ной телом воды… И мне почудилось, что он издевается надо мной. Какая рыба, когда здесь воздух, а не вода? Но потом я понял, что он не шутил. Наполненные водородом или гелием шары-аэростаты уносят воздухоплавателей высоко в небеса. Так почему бы не соединить принцип крыльев и принцип аэростатов? В этом и состоит его разгадка. Он надувал крылья гелием, очень легким газом, создавая своего рода «рыбий пузырь», и тем самым уменьшал фактор своего веса. Все мои формулы оказались не верными при этом граничном условии…
- Надо найти его, - заявила Артемида. – Он великий человек. В будущем люди прославят его изобретение… А я… я обязана ему жизнью…
Первым делом, руководствуясь женской логикой, Ар-темида потащила Мухина в аэроклуб. Седеющий человек с брюшком, бывший руководитель клуба, Илья Ужаков, был с ними крайне вежлив и обходителен.
- Поймите, - сказал он. - Это был просто неудачник. Он рассказывал мне о своем изобретении. Но был так коснояз-чен, что даже не довел своего рассказа до логического конца. Как вы говорите? Соединил принцип аэростата и крыльев? Ну да, конечно… Так можно взлететь, но разве это открытие? Вот я беру бутылку водки и кладу рядом с вашей сумочкой, мадам. Принцип сумочки я соединил с принципом бутылки водки. Разве это изобретение? Да это же и так очевидно, что рыбы плавают, объединив принцип пузыря и плавников… В наше великое время, когда наука создает сложнейшие приборы, недоступные пониманию профанов, разве это можно назвать открытием?
- Анджелло был образованным математиком… - заме-тил академик Мухин, - Он прекрасно понял все мое доказа-тельство невозможности полета.
- Ха! Но его собственное изобретение не стоило и кружки пива! Это не открытие, это и так очевидно,– заявил Ужаков.
- Почему вы говорите о нем в прошедшем времени? – воскликнула Артемида. – Где он теперь?
Ужаков налил себе полный стакан водки и опрокинул его в свое нутро.
- Он улетел, - сказал он уже совершенно пьяным голо-сом. – Улетел на своих крыльях. Боже мой, кто знает, и где он теперь? Он же не человек, друзья мои, он же ангел, Ан-желло…
И Ужаков уронил голову на руки.
=======
Мухин и Артемида шли по улице.
Дождь пилил по лужам.
- Я люблю вас, Артемида, - воскликнул Мухин. – Будь-те моей женой. Я стар для вас, но я – академик… Я много зарабатываю…
- Рожденный ползать, летать не может, - отрезала Ар-темида. Ее золотые волосы взметнулись как крылья.– Про-щайте, Мухин. Мы с вами никогда не полетим.
Она быстро пошла по переходу. Она – любила Анжел-ло и намеревалась его разыскать во что бы то ни стало.
Академик Мухин сел прямо на тротуар, снял шляпу и положил рядом с собой. Заходило солнце. Вокруг тухлой во-блы летали мухи. И ему стало очень, очень грустно. Потом он улыбнулся, взяв себя в руки, и сказал себе под нос: «Не хочет, ну и хрен с ней. А у меня такая шикарная квартира». Но и он все-таки понимал, что его квартира не стоит ничего, если в ней нет девушки с золотыми волосами.
Каждый в этой истории получил то, что заслужил.
Ужаков – водку и алкоголизм. Мухин – пост академика, квартиру,но ко всему этому – одиночество и безответную любовь, перед которой были бессильны его формулы. Арте-мида – надежду, Анжелло - крылья.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет