«Слабые молят о чудесах, как нищие о милостыне,
вместо действия, вместо того, чтобы расчищать путь собственной силой и волей.
Бремя человека свободного и бесстрашного велико и печально.
Только если он не стремится взвалить его на бога или мифического героя, а несет его сам,
он становится истинно богоравным, достойным неба и звезд!»


Иван Антонович Ефремов



«О космической экспансии человечества я предпочитаю не говорить.
До тех пор, пока на Земле 3/4 населения
пребывают в бедности, невежестве и болезнях
тратить деньги на что-либо, кроме борьбы с
бедностью-невежеством-болезнями попросту безнравственно»


Борис Стругацкий



АвторСообщение
землянка




Сообщение: 86
Зарегистрирован: 05.08.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.15 10:56. Заголовок: Загадки мозга


Название темы условное, строением и работой мозга я интересуюсь как дилетант), как человек не изучающий анатомию в медицинском объеме).
Но интересно очень).


Сергей Савельев – Профессор, доктор биологических наук.



Сергей Савельев: Я работаю в Институте морфологии человека, бывшая к Академии медицинских наук, а теперь непонятно чему принадлежащая. Считается, что АН, но туда не принимают, как известно, до сих пор. Поэтому, ситуация не очень понятная, хотя формально принадлежит Академии наук. Занимаюсь я в основном проблемами морфогенеза и организации мозга человека и животных. Значительная часть моих работ посвящена эмбриональному развитию и системам самоорганизации. То есть, я на самом деле занимаюсь механизмами того, как из ничего что-то получается. То есть, то, что в биологических системах приводит к спонтанному появлению тех или иных событий, то есть, управляемым морфогенезом, когда при всех прочих равных из ничего образуется структура.

статья целиком - http://poznavatelnoe.tv/savelev_upravlenie_mozgom?v=read





У млекопитающих в дальнейшем, по мере эволюции, кора была лесинцефальной, как у грызунов, гладенькая, но толстая и вот эта вот шестислойная кора, которая здесь представлена, мы ей и думаем. Она очень большая, и даже у медведя она большая, у нас-то ещё больше. И она очень много ест, и в этом огромная проблема.



Из-за того, что вот эта гигантская кора потребляет невиданное количество энергии, возникает ещё один аспект управления мозгом. Мы не можем его заставить работать без пищи, а потребляет он очень много, и очень быстро. То есть, представим себе, что мы отключили мозг. На сколько? Шесть минут, в среднем. Через шесть минут начинаются необратимые изменения, через пятнадцать уже необратимые полностью. Почему? Потому что, расходы энергетические колоссальные. Мозг, будучи одной пятидесятой массы тела, потребляет, когда мы спим тихо на подушке, похрапывая, около десяти, девять, десять процентов всей энергии всего организма. Одна пятидесятая – это чудовищная машинка, даже когда спит. Ничего хуже придумать в эволюции нельзя. Только последнее столетие у нас в избытке пищи. Карточки отменены в шестидесятые, пятидесятые годы, во всех цивилизованных странах стал избыток пищи, хотя бы хот-догов.



Проблема в том, что наш мозг не знает и не ведает о том, что завтра будет пища. Поэтому, мы всё время объедаемся в прямом смысле, и остановиться не можем. Почему? Потому что, если у нас не будет пищи, мозг просто прекратит своё существование. Это непрерывный поток энергии, который на самом деле очень интенсивно меняется, и запаса всего на несколько минут, благодаря, как раз, вот этой коре, в которой у человека сидит от одиннадцати, до двадцати миллиардов нейронов. То есть, вот этот весь неокортекс с нанесёнными полями, он на самом деле одиннадцать, до двадцати в крупных мозгах миллиардов нейронов. Ещё остальное там тоже большое, но там, менее расходное по энергии. А здесь, если мозг взять, у человека выковырять, залить все сосуды пластиком, а потом все нейроны скормить добрым муравьям, то мозг всё равно останется целым. Почему? Потому что, через сто микрон находятся капилляры. То есть, энергозависимость колоссальная. И без потока непрерывного крови, мозг не работает.



Фокус ещё заключается в том, что этот самый мозг неравномерно потребляет энергию. Разным цветом показаны разные поля. То есть, те самые, которые друг от друга отличаются, как видите, по строению клеточек. На самом деле это строение связано с тем, что в разных частях мозга разные центры отвечают за слух, за движение, за зрение, даже за обоняние. То есть, много-много центров, и каждый центр, он локален. Фокус состоит в том, что у разных людей эти центры между собой могут различаться. Причём, могут различаться количественно - там в десять раз, это запросто.



Но есть центры, которые в сорок раз различаются. А есть и центры те, которые в разных мозгах разных людей у одного человека могут присутствовать, а у другого отсутствовать. Эта разница больше, чем видовая. То есть, волк от лисы отличается по мозгу меньше, чем мы друг от друга. Перевожу на язык сравнений, чтобы было понятно. То есть, во многих случаях, у одного человека одни структуры в мозге есть, а у другого их вообще нет. Поэтому, договориться, не то, что теоретически, - невозможно. Потому что, сколько бы волк с лисой не разговаривал, они договориться не смогут. А у нас большая разница, потому что, и у волка, и у лисы, как у всех псовых, у них есть все основные структуры, которые похожи чуть поменьше, чуть побольше. А у нас есть такая ситуация, что нет некоторых структур. То есть, у нас разница больше, чем видового уровня. Это надо учитывать. Если мы это не учитываем, мы никогда друг с другом не договоримся. Здесь же лежит и основа гениальности, и таланта, но это отдельный разговор, что не входит в наши сегодняшние задачи, именно в комбинации этих структур.



Продолжим. Значит, вот это самый мозг, подводя некий итог такой, финал этого всего. А здесь такой наш образ собирательный. Только у приматов, кстати говоря, пиписочка висит снаружи, это верный признак примата. У самцов у всех остальных, которые к приматам не относятся, всё убрано. Так вот, это замечательное существо символизирует, нашу биологию. И действительно, девять процентов в пассивном состоянии мозг потребляет. Чего? Кислорода, воды, и электролитов, белков, жиров и углеводов. При этом, не просто так здесь сделаны границы.



Наш мозг, ещё есть одна его особенность, очень печальная - он является инородным телом для остального организма. Если когда-нибудь наша иммунная система добирается до нашего мозга, начинается аутоиммунный процесс, который наш мозг, как хорошую большую занозу начинает отторгать. Аутоиммунные заболевания составляют целый класс медицинских проблем, и в случае пробоя гематоэнцефалического барьера, то есть, его нарушения, человек живёт всего несколько часов. Так что, мы мало того, что содержим эту дорогую, никчёмную вещь, де ещё, и она может в любой момент нас самих уничтожить, потому что, она рассматривается организмом, как инородное тело.



Так вот, это инородное тело замечательное, оно потребляет до двадцати пяти процентов всей энергии организма, если мы задумываемся о чём-то. Например, вы весите семьдесят килограмм и двадцать пять процентов всей энергии потребляется мозгом. Почему? Когда он работает интенсивно, именно здесь зарыта важнейшая особенность человеческого поведения. Мы так не хотим работать, что готовы заниматься чем угодно, только не думать. Это краеугольный камень нашей биологии. Это очень хорошо для эволюции. Это позволяет нам друг друга уничтожать быстро, и эффективно. Потому что, эти ещё даже сообразить не успеют, как уже их нет. То есть, это эволюционный механизм. Я не оцениваю ничего.



Ещё раз повторюсь, то, чем я занимаюсь, нет оценочных критериев, есть констатация событий. А вот констатация такова, что в результате того, что у нас в возбужденном состоянии мозг потребляет очень много энергии, всё человечество без исключения пытается сделать всё, что угодно, чтобы он не работал. На этом построена, кстати говоря, система управления очень эффективная. Если вы предлагаете готовые решения, то что? Мозг начинает экономить энергию, и опускается к девяти процентам. Хорошо это? Чудесно. На этом построены все религии мира. Вы говорите человеку: "Не надо ни о чём думать, у вас есть набор". Чем более подробный набор религиозных приёмов, тем меньше он думает, тем ближе к девяти процентам. Нирвана, это когда вообще не думает ни о чём. Вы посмотрите, какие сейчас религии процветают? Те, у которых расписано каждое движение. Пожалуйста, тот же ислам. Отличная вещь. Христианство было раннее, когда оно было успешно, и когда оно подавляло всё вокруг себя, оно было таким же точно. Там было расписано всё буквально по дням. И все стремились не совершить семь грехов в день, но всё равно, получалось больше семидесяти, ну это известные теологические споры.



Так вот, всё это построено на том, что если ты придерживаешься алгоритма, на этом построена государственная система вся: вам предлагают в обмен за вашу свободу элемент снижения индивидуальных затрат на мышление. И вам не надо думать, хорошо, или плохо. Вы принимаете готовые решения, и за это расплачиваетесь тем, что мозг вам при приближении к девяти процентам. У вас уже внутри мозга выбрасывается серотонин, он отличается очень немного, кстати говоря, от ЛСД, так, для справки. Тут же эндорфины выливаются, и вы получаете райское наслаждение. Мозг говорит: "И не делай ничего в будущем, не нужно. И так будет хорошо". То есть, в мозге есть специальные наркотические механизмы поддержания именно такого поведения, бабуинского, а не человеческого. То есть, это закон природы. С этим можно спорить, придумывать что-то, но, в основном это используют, как я и говорил, для организации религиозных всяких культов, для государственной системы очень удобно, Рим на этом стоял. И многие, многие социальные объединения, причём, чем более жёсткие, тем эффективнее. Понятно, ты вообще ни о чём не думаешь, только слушаешься жёстко, у тебя максимальное количество наркотиков в мозгах, энергетические затраты на нуле, и ты совершенно счастлив. Вот, упрощённая схема. То есть, это архаичный приём чисто эмпирически используется человечеством для управления большими популяциями.





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 5 [только новые]


землянка




Сообщение: 92
Зарегистрирован: 05.08.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.15 12:47. Заголовок: Константин Анохин:..



Константин Анохин: возможности нашей памяти безграничны

Константин Анохин – профессор, член-корреспондент Российской академии медицинских наук, заведующий отделом системогенеза Института нормальной физиологии им. П.К. Анохина и руководитель российско-британской лаборатории нейробиологии памяти.

,,Иначе говоря, в 20-ом веке наука о памяти, возникшая, как писал историк науки Ян Хакинг, чтобы секуляризовать душу, эту неподатливую сердцевину, западной мысли и практике, двигалась под влиянием трудов нескольких из выдающихся ее пионеров Эббингауза в Германии, Рябо во Франции, Корсакова в России, от философии к объективным исследованиям в философии. И потом, что более важно, к исследованиям памяти в работающем мозге. Память в середине 20-го века стала изучаться не как явление, находящееся вовне человеческого мозга и продукт человеческого мозга, но и как процессы, происходящие внутри человеческого мозга, когда он запоминает или извлекает воспоминания.

И объективных нейробиологических исследованиях памяти принято разделять вопрос о механизмах памяти на три вопроса, на три проблемы.

Первая – как память формируется в мозге? Вторая – как память хранится в мозге на протяжении многих лет? И третья – как память избирательно извлекается, когда это необходимо? Один из первых вопросов, который подвергся объективным исследованиям, был вопрос о формировании памяти. И здесь исследования за последние несколько десятков лет перешли от наблюдения за поведением в момент формирования памяти у человека, животных, к тому, как память хранится за счет работы генома нервных клеток?

Первые шаги в этом отношении сделал молодой начавший молодым заниматься памятью немецкий исследователь Эббингауз, он наткнулся на книгу «Объективной психологии» Лунта, который описывал объективно психологические исследования восприятий, и подумал о том, что, может быть, память человека можно исследовать таким же образом? И он насочинял небольшое количество бессмысленных слогов, которые написал на табличках, тасовал эти таблички и показывал их самому себе, потом, проверяя через некоторое время свою способность вспомнить их через разные интервалы времени. И одна из первых вещей, которая была им обнаружена, что память в момент запоминания, проходит две фазы. Первая – это короткая фаза в течение первых минут после получения новой информации, где мы способны хранить почти всю полученную информацию.

Затем происходит резкое уменьшение объема заполненной информацией, но оставшаяся после этого периода информация хранится очень долго. Она способна хранится на неизменном уровне в течение недели или даже месяцев, как обнаружил Эббингауз. Таким образом, Эббингауз сделал фундаментальное открытие – он показал, что процессы запоминания неравномерны и имеют две фазы. Первую кратковременную, где хранится много информации, и вторую, долговременную, где объем информации невелик, но она поддерживается в течение длительного времени.

Очень быстро, вдохновленный работами Эббингауза, два других немецких психолога Мюллер и Плезеке, работавшие в Геттингене в конце 19-го века, задались вопросом, а что происходит на границе этого перехода от одной фазы памяти к другой? Активный ли это процесс? И они показали, что, если в момент запоминания и перехода от кратковременной в долговременную память человеку дается новая задача, которую он должен запомнить, то эта новая задача мешает запоминанию старой информации, интерферирует с ним. Они назвали это ретроградной интерференцией, влиянием новой информации назад, на процесс, который происходит в мозге…
..Удалось расшифровать последовательность сигналов от ядра, от мембраны к геному нервной клетки, работающих при обучении. И один из пионеров в этих исследованиях, американский нейробиолог Эрик Кендел из Колумбийского университета получил Нобелевскую премию за расшифровку этого каскада.

В этих исследованиях есть масса интересных следствий. Они оказались неожиданными. Например, оказалось, что дефекты в некоторых из этих элементов каскада не только вызывают нарушение обучения у взрослых животных, но и являются причиной заболеваний, связанных с нарушениями умственного развития у детей. Это удивительная вещь. Потому что такие заболевания, например, синдром Рубинштейна–Тейби считались в течение долгого времени врожденными заболеваниями. Теперь мы поняли, что в действительности это нарушения, которые ведут к недостаткам возможности раннего обучения, формирование памяти у ребенка в первые недели, месяцы их жизни. И именно из-за этого нарушается умственное развитие.

И следствия для этого тоже разные. Одно дело, когда по медицинским причинам этот ребенок может получать те или иные препараты, улучшающие эти способности обучения; другое дело, было считать, что это врожденное заболевание, которое не подвергается терапии после рождения.

Другая неожиданная вещь, которая постепенно стала выясняться в расшифровке этих каскадов, что они жутко, действительно, напоминают по своим составным частям те клеточные процессы, которые происходят во время дифференцировки нервных клеток в развивающемся мозге. Они используют часто одни и те же молекулы сигнальные, причем, некоторые из этих молекул вначале были открыты при развитии, а потом, оказалось, как, например, различные нейротрофины, что они являются сигнальными молекулами и в моменты обучения.

...

целиком - http://www.aif.ru/health/life/17644

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 228
Зарегистрирован: 04.04.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.15 14:02. Заголовок: Очень хорошая и инте..


Очень хорошая и интересная тема, дискуссии по которой уже были на этом форуме. Может быть добавить их сюда?
Нужна и для понимания механизмов творчества, для оптимального гармоничного образования/самосовершенствования/воспитания.
Спасибо!


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 229
Зарегистрирован: 04.04.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.15 14:42. Заголовок: Некоторые его выводы..


Некоторые его выводы: "Каждый акт познания для нас – это маленький эпизод морфогенеза и следующего развития. Но обратите внимание –какой? - под когнитивным контролем, в отличие оттого, что происходит во время эмбрионального развития. Иначе говоря, наши знания, наша психика, наш разум, определяя процессы приобретения новых знаний, являются также триггерами и для дифференцировки клеток, хранящих эти знания.

И, наконец, еще одно важное следствие. То, что память имеет молекулярные механизмы и многие из них связаны с процессами, происходящими не между клетками, а внутри клетки, когда сигнал передается от мембраны геному, означает, что кроме психотропных препаратов, которые появились в психиатрии в 50-х годах и способны действовать на передачу сигналов между нервными клетками, которые способны регулировать наше восприятие, эмоции, боль, поведение и так далее.

А в перспективе у нас появится, и начинают появляться мнемотропные препараты, которые обладают совершенно другим эффектом. Поскольку они действуют и должны будут действовать на процессы, происходящие уже после переработки информации в нервных сетях, связанных только с их хранением, мы не заметим их эффектов на наше поведение, они не будут иметь побочных эффектов возбуждения, торможения, изменения процессов нашего восприятия или внимания. Но они способны будут модулировать процессы запоминания информации на долгое время. И такие препараты сейчас ищутся.
Таким образом, вопросы молекулярной биологии памяти, возникшие из исследований биологических основ хранении информации в мозге, привели к следующим решениям: что формирование долговременной памяти основано на активации универсального каскада ранних и поздних генов, ведущей к перестройке обучающегося нейрона, его молекулярного, белкового фенотипа.

Мы также знаем из исследований последних лет, то, о чем я не говорил пока, что хранение памяти на протяжении жизни осуществляется за счет эпигенетических перестроек, то есть, изменяется состояние хроматина нервных клеток. Изменяется состояние эпигенетической памяти у нейрона, состояние дифференцировки клетки, хранящееся в результате обучения возможно также долго, как состояние дифференцировки клетки, сохраняющее ее свойства нервной клетки определенного типа в момент развития."

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 231
Зарегистрирован: 04.04.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.11.15 00:02. Заголовок: http://vk.com/video_..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянка




Сообщение: 96
Зарегистрирован: 05.08.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.11.15 09:34. Заголовок: SEN7759 пишет: дис..


SEN7759 пишет:

 цитата:
дискуссии по которой уже были на этом форуме. Может быть добавить их сюда?


Давайте добавим. И это обсуждение - не совсем психология, возможно,я неправильно выбрала раздел - тогда Евгений Александрович перенесет.
Интересно, как работает мозг, память, как , из чего возникают новые идеи.. Бывает, что импульсом является нечто извне, причем совсем из другой оперы - вдруг складывается что-то новое.
Спасибо за ссылки.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 18
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет