«Слабые молят о чудесах, как нищие о милостыне,
вместо действия, вместо того, чтобы расчищать путь собственной силой и волей.
Бремя человека свободного и бесстрашного велико и печально.
Только если он не стремится взвалить его на бога или мифического героя, а несет его сам,
он становится истинно богоравным, достойным неба и звезд!»


Иван Антонович Ефремов



«О космической экспансии человечества я предпочитаю не говорить.
До тех пор, пока на Земле 3/4 населения
пребывают в бедности, невежестве и болезнях
тратить деньги на что-либо, кроме борьбы с
бедностью-невежеством-болезнями попросту безнравственно»


Борис Стругацкий



АвторСообщение
землянин




Сообщение: 679
Зарегистрирован: 21.07.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.09.14 10:43. Заголовок: Долгая юность


Я помещу здесь несколько старых статей о здоровье и долгой молодости. А также средствам к этому.
Обсудим!


«Учительская газета», №34 от 19 августа 2008 года
Эликсир бессмертия
Биология + педагогика + психология


Представим себе, что есть генетический «механизм смерти», запускающийся в каком-то возрасте. Причем, заметим, это соответствует современным представлениям в сфере биологии старения. И представим себе также человека, у которого этот механизм работает хуже, чем у других. В действительности любой орган и любая функция человеческого организма вариативны в своих проявлениях. И «механизм смерти» может быть подвержен таким же вариациям.

Итак, есть люди, у которых этот механизм срабатывает позже. И это тоже правда: одни живут дольше, другие умирают раньше. Это факт. Но что из этого следует? А следуют из этого странные и трудно постижимые вещи.

Дело в том, что человек, имеющий генетически заданную длинную жизнь, имеет больше шансов завести потомство. А значит, его гены будут иметь большую вероятность сохраниться в естественном отборе. Если так...

Вы уже догадались: долгожители должны были отбираться веками до тех пор, пока все люди не стали бы бессмертными. Но это не так! Сменяются поколения за поколениями, а биологический возраст смерти у человека в среднем примерно тот же самый, он не растет с той скоростью, как это полагалось бы. Почему? Почему нам всем не 300 000 лет? И даже не 1000?

Как вы думаете?

Хорошо, представим себе человека, который прожил 1000 лет. Трудно представить? Разумеется. Человек в 70 лет отстал от жизни. Увы, это так. Все его воспоминания - в детстве, в юности, когда его восприятие было юным, гибким, впитывающим новые впечатления. С возрастом память его стала менее восприимчивой, привычки остались прежними. Постепенно он превращается в некое «засохшее дерево», которое не дает новых ростков. Он несет память о прошлом, но не адаптирован в полной мере к живой реальности настоящего... Правда, бывают исключения. Это люди, сохранившие юность в душе, способность изменяться, но таких мало.

Груз жизни придавливает человека, годы наваливаются и сгибают его. Подумайте, как бы он мог жить до 1000 лет, если уже в 70-100 он не нужен эволюции? Молодое поколение вытесняет его из жизни, даже если относится к старости с почтением и уважением. И это для эволюции, действующей по своим неумолимым законам, вполне естественно. Вид должен шествовать вперед, двигаться, изменяться. Иначе этот вид вытеснят другие виды. Никакой жалости, абсолютная целесообразность естественного отбора.

В связи с этим вновь возникает проблема: хорош или плох естественный отбор? Для вида, безусловно, хорош. Вид - своего рода «коллектив». Естественный отбор - «коллективист». А вот для индивида он трагичен. Ради процветания вида, ради сохранения равновесия в численности видов представители одного вида пожирают представителей другого, а подчас и своего. Чтобы процветал вид, каждый из нас стареет и умирает. Чтобы вид развивался, вовсю работает безжалостная рулетка мутаций: многие индивиды не доживают до репродуктивного возраста, не то что до старости. Абсолютное большинство мутаций летально (смертельно) для организма, он погибает в первые же мгновения после рождения. А если не умирает, то остается уродливым на всю жизнь. Это тоже смерть, только замедленная. Вся биосфера, как огромная чаша, просто переполнена страданием безвинных существ! Вот что такое естественный отбор для индивида.

Но давайте подумаем: ведь, строго говоря, отставания от жизни, которое мы видим в старости, могло бы и не быть. Если бы внутренние изменения в организме человека шли с такой же скоростью, как в детстве, он успевал бы, очевидно, приспособиться к изменяющейся реальности. Ведь человек (как и любое другое живое существо) не механизм, который требует починки и обязательной замены износившихся деталей. Существуют мощнейшие силы обновления внутри самих нас. И природа могла бы сделать так, чтобы они были еще сильнее.

Однако мы видим иное. Наш выдающийся педагог Борис Никитин всю жизнь пытался доказать (и, мне кажется, это ему вполне удалось) реальность явления, которое он называл нувэрс - «необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей». Мне довелось общаться с Борисом Павловичем во время его очень продуктивной дискуссии с другим замечательным педагогом того времени Александром Ивановичем Новиковым, учителем-новатором из Перми. Для Никитина нувэрс был неоспоримым аргументом в пользу раннего развития способностей детей. Ибо позднее начало развития в силу нувэрса становится гораздо менее эффективным.

Александр Новиков возражал: угасание возможностей эффективного развития существует, но оно не является необратимым. Мы видим, как с помощью волевого усилия эффективность развития способностей неоднократно возрастает даже у пожилых людей. Кстати, два этих педагога сами были замечательным примером обратимости возрастных изменений! Более того, говорил Новиков, если для развития способностей существуют необратимые пределы, это может привести к тому, что педагог «сложит ручки», столкнувшись с необходимостью развивать способности в старшем возрасте, тогда как природа дает нам возможность развиваться всю жизнь. Нуверс, скажу я, теперь все то же самое, но другими словами, есть не нувэрс, а оувэрс - «ОБРАТИМОЕ угасание возможностей эффективного развития способностей».

Об этой обратимости поговорим позднее, а сейчас придется констатировать, что все-таки сам факт угасания способностей с возрастом - это реальность. То есть фактически это означает, что старение начинается с самого детства. И мне хочется еще обратить внимание на некое психическое явление, которое, как мне кажется, есть субъективное отражение все того же оувэрса. Я имею в виду инстинкт смерти, который Зигмунд Фрейд обнаружил в глубинах бессознательного обычных взрослых людей, а русский ученый Илья Мечников - в явном выражении у глубоких стариков (за 100 лет). Например, однажды Мечников беседовал с одной очень древней старухой, которая помнила Великую французскую революцию (1789 год). «Почему вы не хотите жить?» - спрашивал он. «Если ты поживешь с мое, - отвечала старуха, - ты будешь относиться к жизни совершенно иначе, чем сейчас, и поймешь меня».

В целом, можно полагать, это есть одно и то же явление, - это ТОРМОЖЕНИЕ адаптации и возможностей развития и изменения с возрастом. Торможение, также, наверное, заданное генетически, как и «механизм смерти». Но это не одно и то же. Торможение (я еще буду называть его Т-фактор) действует с детства всю жизнь, по нарастающей. Механизм смерти действует только в старости, «очищая» популяцию от слишком затормозившихся индивидов (стариков).

Теперь эволюционный смысл механизма смерти становится ясен: это есть «мусорщик», уничтожающий «биологические отходы» (обвиняйте в цинизме не меня , а эволюцию!). Но, увы, остается проблема - зачем нужен Т-фактор? Почему вид не может без него обойтись? Почему бы индивиду не жить, постоянно совершенствуясь?!

Выскажу еще одну «еретическую» мысль уже практического толка. Итак, если механизм смерти включается по достижении определенной «критической точки» в развитии оувэрса, то почему бы не попробовать его затормозить? Как? Ну, например, попытаться противостоять ему элементарным волевым способом: продолжать развиваться и учиться всю жизнь. Ведь у нас как: учимся до 20-25 лет, а потом работаем. Почему бы не продолжать этот процесс самообучения всю жизнь? Например, изучим то, что учат в год, и в два, и в три все дети, у которых оувэрс еще очень мал, - новые языки...

Очевидно, существует способность индивида противостоять оувэрсу - вспомним, что говорил А.И.Новиков, - и эту способность можно тренировать, сводя оуверс к минимуму! На практике люди, которые учатся всю жизнь, всегда живут дольше - и это не фантастика, не оккультизм какой-то, а жизненная реальность, которую все мы видим.

Многие выдающиеся люди были долгожителями в силу своего всежизненного настроя на саморазвитие, самообучение, на восприятие нового, на движение и тренировки. И начинать сопротивление оувэрсу нужно с детства, то есть тогда, когда он начал проявляться. Но не поздно начать делать это и в любом возрасте.

Это и есть «эликсир молодости», о котором заявка в названии статьи. Рано или поздно ученые, конечно, разгадают тайну и механизма смерти. Но без постоянного развития это будет всего лишь способ продолжить (до бесконечности) старческую деградацию человека. Тогда как реальный «эликсир молодости» - в руках каждого из нас: это установка на саморазвитие, самообучение, психофизическую тренировку, на восприятие нового в жизни, на ее изучение, понимание, на постоянное творчество.

Я замечал, что женщины, воспитавшие в себе такую установку, практически не стареют. В сорок и в пятьдесят они могут выглядеть как школьницы, сохранив первозданную красоту юности. В семьдесят лет у людей вдруг вскрываются удивительные, не известные раньше таланты. Мой учитель, Станислав Николаевич Жидков, в результате методичных занятий йогой без одышки взбегает за пятый этаж, а ведь ему за восемьдесят...

http://www.ug.ru/archive/25651

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 11 [только новые]


землянин




Сообщение: 35
Зарегистрирован: 04.04.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.14 12:23. Заголовок: http://www.kp.ru/dai..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 37
Зарегистрирован: 04.04.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.10.14 14:42. Заголовок: http://www.kp.ru/dai..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 683
Зарегистрирован: 21.07.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.14 12:51. Заголовок: Спасибо, SEN. ..


Спасибо, SEN.





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 53
Зарегистрирован: 04.04.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.14 13:20. Заголовок: http://www.kp.ru/dai..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 782
Зарегистрирован: 21.07.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.15 20:50. Заголовок: http://kriodinamika...


http://kriodinamika.ru/kriodinamika-kniga/

SEN7759, я считаю эту книгу достаточно интересной.

А вот это - продолжение моей первой статьи. Оказывается, ее тоже опубликовали. (Журналисту "со стажем" со временем становится абсолютно безразлично, опубликован или нет его материал... Я через это тоже прошел в свое время).

http://www.ug.ru/archive/29065

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 55
Зарегистрирован: 04.04.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.03.15 12:54. Заголовок: <<Ведь удлин..


<<Ведь удлинение репродуктивного периода - параметр, который должен усиливаться отбором.>>
Редко и в определенных пределах (уточнение пределов и причин, их порождающих для конкретного вида,
--- интересный вопрос). Основной сдерживающий фактор --- накопление ошибок (и мусора)
на клеточном уровне.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 56
Зарегистрирован: 04.04.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.03.15 13:39. Заголовок: О красоте. Тема не р..


О красоте. Тема не раскрыта.
ИМХО, надо начать с простых моделей, поскольку в живых организмах добавляются (считаются красивыми)
формы, позволяющие оптимально выполнять некоторые биологические задачи/функции (не говоря о специфике/возможностях
восприятия/обработки информации).
Например, для конечных метрических пространств надо сравнивать группы их изометрий
и множества подобий одних подпространств на другие в этих пространствах.
Попробуйте в евклидовом пространстве найти первые 5 красивых
(с этой точки зрения) четырехточечных множеств и 5 красивых пятиточечных множеств.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 825
Зарегистрирован: 21.07.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.15 08:43. Заголовок: О красоте - отдельна..


О красоте - отдельная тема. У Максима - целые гигабайты споров о красоте. Я там не участвовал практически, но собираюсь и тут эту тему поднять.
ссылка на красоту математических структур не очень мне понятна, т.к. кто их будет оценивать? "Объективных критериев" нет... Вот еще припомнил, что золотое сечение появляется в рефлексивных структурах у Лефевра, которым я увлекался много лет назад - мощный ученый! И появляется как свойство, связанное с рефлексией, т.е. с формой общения (с другими и с самим собой). Либо это - частное проявление красоты в природе, либо (что, на мой взгляд, маловероятно) - внутренний "источник" красоты. Те "очки", сквозь которые мы смотрим на природу. Эти "волшебные очки" могут отделять красивый слой бытия и игнорировать все остальное. Тогда в этом была бы причина "красоты мира".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 82
Зарегистрирован: 04.04.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.15 12:32. Заголовок: Критерии для метриче..


Критерии для метрических пространств есть (и для многих других есть,
но это отдельный разговор). Естественно, что термин (красота) не является
математическим и он заменяется более точными: "величиной/мощностью/размерностью" группы всех изометрий/подобий (описывает
степень симметричности) и множеством подобных подпространств (описывает богатство
внутренней структуры и ее обобщенные симметрии/подобия, например, фрактальность).



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 86
Зарегистрирован: 04.04.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.05.15 16:33. Заголовок: Вспомнил один доклад..


Вспомнил один доклад М. Громова.
Он связал экспоненциальный характер роста длины окружности в геометрии Лобачевского и
числа клеток в растущем организме. Кроме того, клетки в процессе роста занимают
растущие области, где клетки взаимодействуют с соседними клетками (т.е. необходимо
анализировать количество и пространственную организацию их связей).
Таким образом, некоторая геометрия, самоподобие/фрактальность, локальные группы
симметрий присущи живым организмам изначально. Взаимодействие со средами, адекватное
выполнение функций доопределяют специфику форм организмов.
Взглянуть на красоту организма и попытаться понять ее с этих точек зрения было бы интересно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 846
Зарегистрирован: 21.07.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.05.15 18:04. Заголовок: Да, и на рост, его п..


Да, и на рост, его прекращение, старость и смерть.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет