«Слабые молят о чудесах, как нищие о милостыне,
вместо действия, вместо того, чтобы расчищать путь собственной силой и волей.
Бремя человека свободного и бесстрашного велико и печально.
Только если он не стремится взвалить его на бога или мифического героя, а несет его сам,
он становится истинно богоравным, достойным неба и звезд!»


Иван Антонович Ефремов



«О космической экспансии человечества я предпочитаю не говорить.
До тех пор, пока на Земле 3/4 населения
пребывают в бедности, невежестве и болезнях
тратить деньги на что-либо, кроме борьбы с
бедностью-невежеством-болезнями попросту безнравственно»


Борис Стругацкий



АвторСообщение
землянин




Сообщение: 375
Зарегистрирован: 21.07.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.12.11 14:14. Заголовок: Манифест "Защита будущего", 2009 г.


ПРОЕКТ «ЗАЩИТА БУДУЩЕГО»

ОСНОВАНИЯ
ДЛЯ ОБЩИХ ДЕЙСТВИЙ, ИССЛЕДОВАНИЙ И САМОВОСПИТАНИЯ


1. Глобальный Кризис (ГК).

Еще несколько десятилетий назад наше время по заслугам характеризовалось как «эпоха научно-технического прогресса», который был основной гордостью человечества. Но несмотря на удивляющие воображение достижения науки и техники, это воззрение ныне устарело.
Становится все яснее, что, человечество в XXI веке оказалось на порорге Глобального Кризиса, экологического, демографического, экономического, национального, идеологического и пр. Действующие причины кризиса, влекущие земную цивилизацию в пучину бед, многообразны, но главное - в самом человеке. Созданная нами техно- и инфосфера и экономический базис вошли в противоречие с биосферой, то есть со своим собственным базисом. Свинья изгрызла корни дуба, желудями которого питалась. Соответственно, и единственно возможное решение проблемы - также в самом человеке. Люди начали понимать: если планета переживет Глобальный Кризис, она уже не остнется прежней. Изменятся и социально-экономические основы жизни общества, и межчеловеческие отношения и – главное – сам человек, его психика и тело, его образ жизни.
Сферу искусственного и биосферу в их органическом единстве В.И.Вернадский предложил называть ноосферой. Только в ноосфере будет решена проблема противоречия двух линий эволюции: природы и технологий. Итак, создание Ноосферы на Земле – это главная общая задача, стоящая перед человечеством в целом, вне решения которой бессмысленны все иные прорывы в знании и в технологиях, так как Глобальный Кризис обратит в ничто все достижения человечества как прошлых веков, так и нашего времени.


2. Угроза ядерного конфликта – первый аспект ГК

Глобальный Кризис имеет по меньшей мере три аспекта (или ступени). Первый – угроза ядерного конфликта, локальная ядерная война, перерастающая в глобальную. Было доказано (Н.Моисеев), что достаточно взрыва всего лишь одного ядерного боекомплекта боевой подводной лодки, чтобы на Земле наступила «ядерная зима», которая привела бы к вымиранию большинства видов и означала бы в лучшем случае возврат человеческой цивилизации к самым примитивным формам общежития (приблизительно таким, какие описаны в романах Р.Мерля «Мельвилль» и У.Миллера «Гимн Лейбовичу»).
Но эта опасность усилиями правительств, лидеров СССР и США и ученых, подготовивших общественное мнение, в конце 80-х годов прошлого века была приостановлена.
Однако контроль над созданием нового ядерного оружия со временем становится все сложнее. Упрощаются технологии, устаревают прежние договоренности. На повестку дня выходит компактное ядерное оружие, которое могут использовать террористические группировки и тоталитарные режимы стран, не входящих в «ядерный клуб». Кроме того, возросшая международная напряженность грозит эскалации любого конфликта и превращению его в глобальную ядерную войну.
Учитывая все это, следовало бы со всей серьезностью отнестись к последнему интервью С. Лема, где он утверждал, что мир с большой скоростью движется к ядерной войне. Будет ли она развязана – зависит во многом от личных качеств руководителей государств, но практика современной политической жизни настолько грязна, что сомнения в уровне их человечности имеют самые серьезные основания. Всего лишь один психопат на посту президента ядерной державы – и ядерная война окажется реальностью.


3. Глобально-экологический кризис – второй аспект ГК.

Однако нам грозит и второй аспект (ступень) ГК: глобально-экологический.
О глобально-экологическом кризисе Земли одним из первых написал Иван Ефремов в романе "Час Быка" на примере истории планеты Торманс. Он указал и главную его причину: недостаточное развитие морали как правящей верхушки общества, так и всех остальных людей. Математические расчеты параметров глобально-экологического кризиса были проведены в начале 70-х годов XX века учеными, объединившимися в так называемый Римский клуб. В этих прогнозах максимум критических явлений наступает уже в середине XXI века. С тех пор жизнь только подтвердила серьезность и адекватность их предсказаний. Ученые обратились к мировому общественному мнению, но, несмотря на то, что им удалось быть услышанными, сделано с тех пор было все же крайне мало, абсолютно недостаточно, чтобы кризис можно было преодолеть.
Перед лицом грозных опасностей и прогнозов, которые уже в определенной своей части начали сбываться, на первый план выступает проблема выживания человечества. Чтобы выжить как вид, людям необходимо забыть о разделяющих их раздорах, прекратить идеологические, религиозные, межнациональные и межцивилизационные войны, остановить бездумную и варварскую эксплуатацию природы и ее ресурсов и выработать общие правила и программы действий, этику и правила жизни. Все мы должны поумнеть.

4. Постпотребительское общество

Решающий пункт спасения человечества как вида сейчас - это остановка расширения производства и «освоения дикой природы», сводящееся к превращению ее в так называемый «индустриальный пейзаж». Не спасут и так называемые «аргарные биоценозы», лишенные биоразнообразия варианты индустриального «покорения» природы. Требуется даже значительное среднее сокращение производства, а, следовательно, и среднего потребления.
Снизижение потребления может произойти двумя путями: 1) резко уменьшится численность человечества или 2) в результате социальных мер значительно уменьшится и рационализируется потребление "богатых" стран и так называемых «обеспеченных» людей во всех странах.
Первый путь – катастрофа. Это может быть голод. Резкое снижение рождаемости в развивающихся странах (возможно, в результате непродуманных демографических законов) приведет к возрастному кризису, к постарению общества, которое не сможет себя прокормить. Нельзя надеяться на счастливое общество, построенное на костях всемирного голодомора. Необходимо, чтобы люди осознали этот простой вывод.
Возможно, человечеству все-таки предстоит пережить ядерную войну или какую-либо ужасающую природную катастрофу (например, смертельный вирус или затопление больших территорий) – но разве можно считать это допустимым выходом? Уже сейчас это становится абсолютно ясно: ужас природных технологических катастроф, особенно участившихся в последнее время, - это своего рода предупредительный сигнал. К сожалению, нам присуще умение быстро забывать крупные катастрофы, вытесняя их в подсознание (откуда они пытаются вырваться наружу, проявляясь в неврозах, массовых стрессах и психопатических сдвигах в культуре).
Другой «выход» - тоталитарное общество, где контроль над динамикой населения установлен жесткими силовыми методами, как и значительное снижение уровня потребления всех классов общества (возможно, за исключением правителей). Все это будет сопровождаться тотальным контролем за поведением людей, очевидно, с использованием наноэлектроники и новейших методов внушения. Этот путь описан в романе Ивана Ефремова «Час Быка» на планете Торманс. Вряд ли кто-либо пожелает Земле такое. Можно лишь надеяться, что в этом случае технический прогресс на Земле законсервируется, иначе она будет представлять угрозу самому Космосу.
Оптимальный путь - труден, но пока еще, вероятно, выполним усилиями всех разумных людей. Речь идет не об экспроприации собственности, а о массовом поумнении, о воспитании и самовоспитании. О максимально продуманном постепенном введении правил общежития, справедливых и гуманных, не нарушающих основных общепризнанных прав человека, но устанавливающих пределы роста потребительского (и производительского) угара. Открывая каждому новые возможности для саморазвития, но закрывая «свободу» необузданной потребительской стихии, где господствуют упаковки, одноразовые предметы, реклама, по стоимости сравнимая с продукцией, загрязнение среды энергоемкими автомобилями и т.д.
Большинство навязанных человеку ложных потребностей не служат его счастью и комфорту, затягивая в "наркотичесую гонку потребления", погружая в безысходность одиночества и страха. Выход из этой гонки и ограничение необходимым для современнной жизни и следование заветам мудрой жизни приведет к высвобождению времени для творчества и к улучшению здоровья. К эмоциональному комфорту и гармоничному общению. К увеличению продолжительности жизни и творческого периода. Примерно то же говорили и древнеиндийские йоги, и древнегреческие мудрецы, призывавшие к упрощению материальной и к усложнению эмоционально-интеллектуальной составляющей жизни.


5. Психотехнический (третий) аспект ГК.

Земле грозит и третий аспект (ступень) кризиса, связанный с неприспособленностью психики человека к управлению сложными системами, о котором говорил Дэннис Габор. Вот как описал эту ступень один из современных авторов (Б.Рыбаков): «…Следующий же виток приведет к тому, что состояние целых стран будет зависеть едва ли не от каждого работающего с техникой человека, потому что в руках людей будут не отвертки и паяльники, а портативные атомные реакторы, потом генетические преобразователи, потом, возможно, геотектоническая и парапсихологическая индустрия. Я уж не говорю о космосе и связанных с ним фатальных вариантах. Выкатиться на подобные ступени технологического могущества и лишь затем с детским изумлением развести руками при виде того, что халатный директор завода в состоянии ненароком утопить, скажем, Австралию, безответственный врач – разом лишить способности к деторождению область с многомиллионным населением, а разгильдяй космосварщик – расколоть озонный экран над всей Сибирью… Это же верная гибель!»
Человек получает в свои руки техносоциальные системы, любое ошибочное или волюнтаристское управление которыми грозит неисчислимыми бедами. Требуется высокая степень надежности «человеческого фактора», а ее, в свою очередь, может обеспечить только высококачественное воспитание, основанное на психофизиологии, физиологии мозга и т.д. Требуется совершенно другой уровень подготовки человека, совершенно новый уровень дисциплины, не предусмотренный природой. К несчастью, мы уже в значительной степени опоздали с организацией воспитания такого уровня, да и не умеем пока так воспитывать. Катастрофа на Чернобыльской АЭС – первая ласточка этой ступени Глобального Кризиса.



5. Задача, встающая перед всеми.

Что же делать? Очевидно, необходимо на собственном примере показать, что экологически-альтруистское поведение возможно. Оно эффективно и приносит огромное удовлетворение сознанием причастности к служению человечеству (в лице конкретных людей). Что возможно воспитать в себе высокий уровень самодисциплины, умной ответственности и заботы о ближних и дальних людях. Давайте совместно выработаем необходимый для прохода через Глобальный Кризис образ индивидуальной и общественной жизни.
Проход через ГК возможно осуществить только при новых жизненных установках большинства людей. Это надо понимать как обязательное условие выживания всех, а значит и каждого в отдельности. Множество утопий в прошлом было основано на «педагогическом чуде». Но чудес не бывает. А сейчас нашим «учителем» становится сама практика, на каждом шагу дающая доказательство нежизнеспособности стратегии "спасайся кто может": в одиночку не спасется никто. И постепенно к ясному пониманию этого приходят многие.
Чтобы пережить грозный, смертельно опасный Глобальный Кризис с минимальными потерями, большинству человечества требуется заняться собственным моральным и философским самосовершенствованием, приводящим к рациональному переустройству своего быта, увлекая всех других и помогая друг другу. Мы живем в эру трудных условий, возможных войн, насильственных переворотов, ограничения свобод, в век государственного террора и ответного терроризма, в эру воинствующего индивидуализма, когда ценность индивидуальной человеческой жизни переживает инфляцию. Когда взлет Разума оборачивается валом информационного хлама, попыток духовного порабощения идеологическими и религиозными «эгрегорами» и «эгрегорчиками». Как никогда раньше государство запускает руку в личную жизнь человека и пытается контролировать его жизнь. И именно в эту эпоху, в этих обстоятельствах нам предстоит решить поистине революционную задачу – выход человека и всей цивилизации на новую историческую стадию, создание общества на совершенно иных основах. И вряд ли можно представить, что такой переход произойдет безболезненно. Но уже одно понимание неизбежности Глобального Кризиса способно аккумулировать энергию перемен.
Так давайте же соединим усилия в сопротивлении всем этим угрожающим жизни и эволюции явлениям. И пусть это наше единство не будет «полным слиянием», к которому стремятся идеологии и религии, но разумным сотрудничеством самостоятельных в принятии важнейших жизненных решений людей.

6. Принцип «разборки-сборки» в отношении идеологий.

Для любых действий необходимо хотя бы относительное единство. Для любого единства необходимо согласие. Долгое время считалось, что предметом согласия должны являться идеологии. Однако изучение истории XX века дает основания для сомнений в этом. Основные идеологии (либерализм, коммунизм и фашизм) уже показали себя. Результаты, которые мы имеем, удивительно похожи друг на друга. Идеология много обещает, требует безумных жертв и кончается все тем, что она не выполняет своих обещаний. Коммунизм так и не построен, хотя за него заплачено милионами жертв, арийцы так и не создали сверхимперии, рассыпавшейся под тяжестью невиданных античеловеческих преступлений фашистов, либерализм породил не свободу, а "массовое" общество потребления, социальные противоречия, агрессивность, индивидуализм... Кроме того идеология превращает человека в винтик общественной системы и прибегает к репрессиям.
Людей также объединяют религии. Но мы видим, что столкновение, например, христианства, ислама и иудаизма в наше время порождает напряженность и конфликты, нередко заканчивающиеся войнами и террором. Это характерно для всех эпох. Кроме того, любая религия основана на догмах, ниспосланных, как утверждается, «свыше», записанных в священных книгах или собраниях сочинений «гениев» и «пророков». Догма сковывает человеческий разум и тормозит интеллектуальное развитие, как и идеологии.
Вот почему мы прежде всего считаем необходимым для личности отказ от догматической, фундаменталистской некритичности. Идеология строится на «смеси» добра и зла, разума и безумия – значит нужно разделить эти стороны и отвергнуть зло, схранив все ценное, не принимая идеологию как тотальное целое, истинное во всех частях, но разбирая ее на части и анализируя «по частям».
Человек, освободившийся от гнета догмы, способен найти в себе силы «частичного принятия» идеологии и религии, отказавшись от античеловечных и антирациональных аспектов («блоков»), исторически приводивших к практике массовых репрессий, к войнам, к уничтожению культурных ценностей и свободы развития. Важно понять, что стремление оставить традиционную религию или идеологию как целое, без возможности такого отказа, называемое фундаментализмом – как раз и есть один из опаснейших факторов современности. Именно фундаментализм лежит в основе терроризма и тоталитаризма – двух инфернальных факторов, способных либо уничтожить земную цивилизацию, либо превратить ее в монстра. Тогда как реконструированные идеологии и религии легко находят общий язык и, по сути, представляют разные аспекты понимания реальности.

7. Исходный пункт единства

Исходный пункт для согласия мы находим в простой этической аксиоме, гласящей, что смысл жизни и долг любого человека - уменьшение зла, боли, несчастья, смерти и увеличение добра, радости, развития, знания, красоты, здоровья. Мы согласны с определениями А.Швейцера и Н.Чернышевского, что добро и красота - это жизнь. То есть каждый проект прежде всего должен проверяться на весах Горя и Радости, которые он несет для людей, даже в своих отдаленных последствиях.
Человек – не остров, все мы - единый континент, и теперь эта метафора становится повседневностью. Невозможно спастись в одиночку за счет других. Требуются солидарные усилия и действия, а значит у всех землян – одно добро и одно зло, и перед Радостью и Горем все мы равны.
Невозможно построить свое счастье на горе других. Кстати, ни одна из трех вышеперечисленных идеологий в своем фундаменталистском варианте не удовлетворяет этому простому и ясному правилу (в них счастье "высшего класса" строится на уничтожении и порабощении слабых, неимущих, других народов или бывших представителей "высшего класса").
Любой социальный проект прежде всего должен измеряться по тому, насколько он уменьшает Горе и увеличивает Радость (интегрально – для всех людей). Отсюда следует огромная роль науки и техники, так как именно Разум и способен как ничто другое увеличить Радость и уменьшить Горе в мире. Именно в этом и заключается истинная функция науки и техники, а вовсе не в увеличении прибыли или в «свободном удовлетворении научного любопытства», как иногда принято считать. И не в «наркотическом» увеличении вещей для насильственного потребления под давлением гипноза рекламы.
Нужно выйти из схватки за деньги и «самовыражение» за счет унижения других и попытаться следовать тому, что соответствует благородной стороне сущности человека. И вот тогда мы сможем выйти в Космос и протянуть руки навстречу Разуму иных звездных систем (если, конечно, братья по разуму существуют – на что не может не надеяться человечество, затерянное среди звезд).
Beleco kaj kompato, menso kaj faro!
(Красота и сострадание, разум и действие!)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]





Сообщение: 1
Зарегистрирован: 30.12.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.12.11 13:58. Заголовок: Евгений Беляков пише..


Евгений Беляков пишет:

 цитата:
Идеология строится на «смеси» добра и зла, разума и безумия – значит нужно разделить эти стороны и отвергнуть зло, схранив все ценное, не принимая идеологию как тотальное целое, истинное во всех частях, но разбирая ее на части и анализируя «по частям».
Человек, освободившийся от гнета догмы, способен найти в себе силы «частичного принятия» идеологии и религии, отказавшись от античеловечных и антирациональных аспектов («блоков»), исторически приводивших к практике массовых репрессий, к войнам, к уничтожению культурных ценностей и свободы развития.



Кто-нибудь пробовал в таком ракурсе рассматривать, например, марксизм или фашизм? Тем более - христианство? Пока это выглядит все абстрактно! Идеология целостна, и отдельные "кирпичи" имеют смысл лишь в соотнесении с целым. Попробуйте на чем-нибудь одном. Докажите, что это возможно, иначе это "виснет в воздухе".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет