«Слабые молят о чудесах, как нищие о милостыне,
вместо действия, вместо того, чтобы расчищать путь собственной силой и волей.
Бремя человека свободного и бесстрашного велико и печально.
Только если он не стремится взвалить его на бога или мифического героя, а несет его сам,
он становится истинно богоравным, достойным неба и звезд!»


Иван Антонович Ефремов



«О космической экспансии человечества я предпочитаю не говорить.
До тех пор, пока на Земле 3/4 населения
пребывают в бедности, невежестве и болезнях
тратить деньги на что-либо, кроме борьбы с
бедностью-невежеством-болезнями попросту безнравственно»


Борис Стругацкий



АвторСообщение
землянин




Сообщение: 284
Настроение: энтузиастическое
Зарегистрирован: 22.03.17
Откуда: Россия, Белгород
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.19 20:27. Заголовок: Общество мечты: утопии и реальность


Эту часть форума мне хотелось бы посвятить размышлениям и беседам на социо-этико-психологические темы, одна из которых - общество мечты. Какие попытки построить утопию в реальной жизни (не на бумаге, а именно в реальной жизни, в разные эпохи и в разных культурах) известны нам, каковы были их результаты, и чему они нас учат.
Для "затравки" переношу сюда уже начатую тему о доне Вито Корлеоне - "Крёстном отце", герое известного одноимённого романа Марио Пьюзо.


Серж Л. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 24 , стр: 1 2 All [только новые]







Сообщение: 3
Зарегистрирован: 02.05.19
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.06.19 17:01. Заголовок: По поводу того, что ..


По поводу того, что колхозы СССР строились по принципам кибуцев -

Может быть и было намерение строить их так, но в реальности в СССР было построено совсем другое.
Одно из важнейших отличий здесь - принципы и формы управления общиной ( колхоз или кибуц ).

В кибуцах была РЕАЛЬНО осуществлена прямая демократия -

все вопросы решались голосованием на общем собрании ( собиралось один раз в неделю ).
-----------------------------
В СССР - все ключевые вопросы решались партийными структурами ( Макар Нагульный с наганом в кармане из Поднятой целины Шолохова).

Причем ключевые решения приходили из вне общины ( в виде директив партии и правительства из Кремля или обкома ).
==========================
Вспоминается фильм где председатель колхоза организовал бесплатную столовую. За эту инициативу его и посадили.
==================================
То же происходило и в многочисленными САМОСТОЯТЕЛЬНО ВОЗНИКШИМИ общинами в 20-е годы в СССР

Общинники хотели обучать своих детей в своих школах и по своим программам - НЕЛЬЗЯ ( говорили им нарождающиеся советско-партийные чиновники).

и т.д. и т.п. ... и вообще ребята вот вам 3 дня сроку - и с пожитками с хутора в деревню в колхоз!!! Вопросы есть?

Подробно о наших советских "кибуцах" описано в книге "Община: прошлое или будущее?" , Е.В.Ореховская, Кемерово, 2014 год.

Коммуны - "Трудовое братство", "Жинь и труд", "имени Л.Н.Толстого", "Возрождение", "Майское утро" ( организатор А.М.Топоров - очень интересный человек) и др.

Успехи наших ( в СССР) были не меньше, а больше чем в Израиле. Образовавшиеся в начале 20-х за 8-9 лет своего существования люди на голом месте выраститили цветущие сады, урожаи были запредельные и т.д. Кроме того - например, в общине Топорова после работы общинники собирались на учёбу - образование. За 12 лет бли прочитаны сотни книг ( прочитали всего Пушкина, Гоголя, Чехова, Островского, многое из Ибсена, Гюго, Мопасана и др. Кроме этого - обсуждали прочитанное. На основе этих обсуждений Топоров издал уникальную книгу "Крестьяне о писателях", А.М. Горький читал её "захлёбываясь от восторга".
===========================
Итог - в 27 - 29-е года наши "кибуцы" были элементарно разогнаны под страхом растрела. А советский колхоз - это далеко не "кибуц".

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 406
Настроение: энтузиастическое
Зарегистрирован: 22.03.17
Откуда: Россия, Белгород
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.07.19 15:14. Заголовок: Евгений Беляков пише..


Евгений Беляков пишет:

 цитата:
ОБЩЕСТВО МЕЧТЫ - ЭТО ОБЩЕСТВО БОГОРАВНЫХ ГЕРОЕВ, ДОСТОЙНЫХ НЕБА И ЗВЕЗД.


Евгений Александрович, красиво! Но зададимся вопросом: а что делать не героям? Обычным, негромадным, людям? Им разве в обществе будущего не найдётся место?
Всё же нужно как минимум уточнять смысл понятия "Герой", поскольку в изначальном варианте это аналог некоего Титана - так или иначе, сверхчеловека. И героев всегда было мало.


Серж Л. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 408
Настроение: энтузиастическое
Зарегистрирован: 22.03.17
Откуда: Россия, Белгород
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.07.19 10:59. Заголовок: Утонение: Герой в др..


Утонение: Герой в древнегреческой мифологии отличается от Титана двумя ключевыми моментами:
1) генетически - он всегда является непосредственным потомком одного из богов и одного из людей (тогда как титаны - отдельная "ветвь" сверхъестественных существ);
2) в плане жизненного проекта - он, как правило, просоциален, т.е. активно использует свои сверхчеловеческие качества для служения людям
(здесь, правда, есть целый ряд исключений - как "завихрившихся" героев (например, Тесей Афинский в конце карьеры), так и симпатизирующих роду человеческому титанов, например, Прометей.

Серж Л. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 2285
Зарегистрирован: 21.07.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.19 21:50. Заголовок: Я думаю, в этой ново..


Я думаю, в этой новой социальной парадигме предполагается, что на основе научного понимания психики (еще и по сей день далеко не достигнутого) можно будет создать такую педагогику (еще и подавно не созданную), которая создавала бы героев из обычных детей.

Меня учили так называемой педагогике в вузе, но я так и не понял, чему же они меня там учили). Это была какая-то вязь категорий,имеющих отношение к человеку и его развитию, но не только не дающая полного понимания сути детской души и ее формирования, но и вообще имеющая далекое расстояние от реального педагогического процесса.

Это напоминало высказывание Гегеля, что знание логики так же не помогает реальному мышлению, как знание физиологии пищеварения не помогает переваривать пищу))). (Я это высказывание с детства обожал))).

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 2286
Зарегистрирован: 21.07.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.19 21:57. Заголовок: Зигмунд Фрейд - я по..


Зигмунд Фрейд - я полагаю, все мы тут согласимся, человек "не глупый") - считал, что уже на том уровне педагогика может в значительной степени вмешиваться в процесс развития ребёнка-подростка-юноши/девушки. Поскольку в Германии в то время такие эксперименты были невозможны, он послал свою ученицу Шпильрейн в революционную Россию с целью организации "психоаналитического детского сада". К сожалению, вскоре и в России это стало невозможным(. Трагическая история Шпильрейн (и очень поучительная) описана в книге "Эрос невозможного". Кстати, прекрасная книга.

Но вот высказывание Фрейда о воспитании "нового человека" мне покаалось в высшей степени интересным. Попробую поискать.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 2287
Зарегистрирован: 21.07.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.19 22:19. Заголовок: Фрейд, Будущее одной..


Фрейд, Будущее одной иллюзии.


 цитата:
Мне не хотелось бы создавать впечатления, будто я забрел слишком далеко в сторону от предначертанного пути моего исследования. Хочу поэтому со всей определенностью заверить читателя, что вовсе не намереваюсь оценивать гигантский эксперимент над культурой, который в настоящее время ставится в обширной стране между Европой и Азией{65}. Я не обладаю ни профессиональными знаниями, ни способностями, позволяющими судить о его осуществимости, анализировать целесообразность применяемых методов или измерять ширину неизбежной пропасти между намерением и исполнением. То, что там готовится, не поддается из-за своей незавершенности рассмотрению, для которого предоставляет материал наша давно устоявшаяся культура.



То есть Фрейд НЕ УТВЕРЖДАЕТ НЕВОЗМОЖНОСТИ "создания" "нового человека" как психолог. Не говорит, что это абсурд. Не отрицает сразу как что-то явно нереальное. На меня в свое время это произвело огромное впечатление.

В реальности я не обнаружил сверхвыдающихся педагогов в СССР в ХХ веке. Увы. Такие имена как Блонский, Макаренко, Иванов или Архипов при всей необычности их достижений не рассматривают ЛИЧНОСТНОЕ развитие, делают, с моей точки зрения, неправомерный упор на коллективное воздействие. Не придают значения отдельному юноше или девушке и их реальным индивидуальным проблемам. В этом плане только один-единственный педагог достиг хоть чего-то. И это - В.А.Сухомлинский. Но даже его эксперимент НЕ ДОСТАТОЧЕН. Попытки найти реальные шаги в педагогике приводят меня к мысли, что их надо искать в педагогике школы. Но вынужден признаться, что я НИЧЕГО НЕ НАШЕЛ. (Кроме Сухомлинского, которого мы в результате конфликта с Украиной, увы, потеряли). Я писал в УГ о Сухомлинском и повторяю, что считаю его выдающимся педагогом советского времени. Но... этого мало.

Я был в Павлыше, в школе Сухомлинского буквально через год после его смерти, слышал живые рассказы людей, которые с ним общались. Конечно, наверно, сейчас всего этого уже нет, все разрознено и превратилось в музей (в лучшем случае), но я благодарен судьбе за это "прикосновение". Жаль, не увидел самого Василия Александровича. Хотя помню, что при его жизни прислал ему книгу, которая была ему нужна (мне об этом рассказали друзья)...

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
землянин


Сообщение: 514
Зарегистрирован: 04.04.12
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.07.19 08:42. Заголовок: Начинать, имхо, надо..


Начинать, имхо, надо с Ю.М. Орлова, с его идеи формирования саногенного мышления.
(Книга для педагогов "Восхождение к индивидуальности"). Это один из лучших ответов фрейдизму, от которого больше вреда, чем пользы. Любопытны также: сверхсознание по Симонову, ТРИЗ/АРИЗ, аутогенные тренировки.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 2288
Зарегистрирован: 21.07.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.07.19 17:46. Заголовок: Что значит, вред или..


Что значит, вред или польза от Фрейда?
А кто измерил вред или пользу от СТО и ОТО Эйнштейна?

Когда возникает открытие, создается ощущение (иллюзия?), что оно "откуда-то" пришло. Назовем "это" сверхсознанием. И вот вам весь Симонов.
ТРИЗ/АРИЗ вообще к "целостному сознанию" и к "личности" отношения не имеет. Это просто методы изобретательства. Максимум, что из этого получится - эвристики диалектического мышления.

Гораздо важнее, имхо, - работы в области нейропсихологии, начиная с Лурии. В т.ч. Т.П.Хризман, но и не только. И все равно - уровень наших достижений минимальный.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
землянин


Сообщение: 515
Зарегистрирован: 04.04.12
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.07.19 18:01. Заголовок: Это просто мое имхо ..


Это просто мое имхо (о Фрейде), но составленное после прочтения четырех десятков книг по психологии, педагогике, нейробиологии, психиатрии, физиологии...
Похоже, что Вы ТРИЗ/АРИЗ не осваивали. После них реально мышление перестраивается.
Лурия и прочие, это о другом. Они просто не занимались тем, чем занялся Орлов. У него реальное новаторство, признанное и за рубежом.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 24 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 25
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет