«Слабые молят о чудесах, как нищие о милостыне,
вместо действия, вместо того, чтобы расчищать путь собственной силой и волей.
Бремя человека свободного и бесстрашного велико и печально.
Только если он не стремится взвалить его на бога или мифического героя, а несет его сам,
он становится истинно богоравным, достойным неба и звезд!»


Иван Антонович Ефремов



«О космической экспансии человечества я предпочитаю не говорить.
До тех пор, пока на Земле 3/4 населения
пребывают в бедности, невежестве и болезнях
тратить деньги на что-либо, кроме борьбы с
бедностью-невежеством-болезнями попросту безнравственно»


Борис Стругацкий



АвторСообщение
землянка


Сообщение: 8
Зарегистрирован: 16.10.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.11 10:11. Заголовок: Как лечить "живых мертвецов"


Как лечить "живых мертвецов"
Лара Литвинова


"Живой мертвец" - это человек, который не умеет любить. Не умеет сострадать, сорадоваться, восхищаться, радостно смеяться вместе с любимым человеком, плакать вместе с ним, он лишен жалости и эмпатии (вчувствования) и т.д.
От чего хотела бы предотеречь. "Живой мертвец" - отнюдь не сексуальный маньяк, не некрофил и т.п., хотя это и может присоединиться. Высокие эмоции (любовь, сопереживание, жалость, доброта, радость существования, познания, совесть, ответственность и т.д.) не носят часто выраженного сексуального характера. Это просто другой уровень личности.
"Живой мертвец" лишен именно эмоций. А сексуально он может быть вполне здоров. В плане воли, интеллекта тоже. Просто он может сидя в кресле, например, забавляясь и смеясь, задушить котенка. А если он на высоких государственных постах - так же элементарно и без сомнений или рефлексий подписать смертный приговор сотням и тысячам людей. Без каких-либо сексуальных мотивов (хотя теоретически они и могут присутствовать). Вампирская оргия, Дракула и пр. - все это из другой оперы.
Причиной "мертвости души" является комплекс непоноценности. Об этом пишет Ефремов. В чем же неполноценность? Об этом Ефремов тоже пишет: в понимании своей неспособности любить! В результате возникает невротический круг. Неспособность любить приводит к комплексу неполноценности, "усиливающему" неспособность любить! Обычный в практике психолога "порочный круг".
Ефремов дальше говорит: разорвать его можно лишь поставив "живого мертвеца" в ситуацию, где он совершил бы добрый поступок, вызванный сочувствием к человеку (к людям). Но как этого добиться? В качестве лечения Ефремов предлагает доверие. Но это не простое доверие, а экстремальное! Например - поставить человека в ситуацию, когда он его поступка зависит жизнь людей. Именно так поступает Фай Родис с Чагасом в эпизоде с экспедицией. Пусть все это и закончилось трагично, но метод остается действенным и, по утверждению автора, едва ли не единственным. Вот так предлагает Ефремов лечить "живых мертвецов", а не с помощью ИКП или лазерного аннигилятора и кривого с зазубринами ножа "серых ангелов".
Идея состит в том, чтобы разорвать порочный круг. Если Чагас делает доброе дело, и оно удается, то он внутри, в себе создает "психологическую модель" себя, приходящего на помощь, и испытывающего соответствующие эмоции. Он может их не испытывать,но важно, что ему самому будет казаться, что он добрый,благородный, сострадательный, отвечающий ответственностью на доверие. То есть на какой-то момент его комплекс неполноценности разомкнется, а если так, то он сможет по-настоящему испытать сострадание к людям, ведь именно этот комплекс неполноценности мешает ему испытывать эмоции. Примерно то же самое происходит при лечении некоторых вариантов импотенции. Но ведь болезнь "живого мертвеца" очень похожа на импотенцию, собственно, она и есть импотенция, только на уровне эмоций.
Фай Родис решила излечить Чойо Чагаса могучей силой доверия, пробудить его человеческую природу, подавленное в нем добро и любовь. Она, видимо,считала, что диктатор уже готов к такому повороту событий, и сможет, может быть, впервые за много лет поступить по-человечески. От него ведь требовалось так мало. Но она просчиталась, что говорит о том, насколько сложны эти все процессы в человеческой душе.
На самом деле – все это очень непросто!
Доверие не есть просто поощрение ("поглажиание", как говорят психотерапевты). Это нечто более сложное. Это действие, которое включено в более широкий контекст реальности. Там даже никакого "поглаживания" может и не быть. Просто на время размыкается комплекс неполноценности. И в этот просвет проходит тот духовный потенциал, который был
заторможен им. Так Чагас, если бы он помог и реально спас землян, на время освободился бы от ощущения своей неспособности чувствовать и сопереживать. И тогда можно было бы направить его на какое-то еще более человечное действие. В результате в нем бы родилась та вера в себя, о которой также пишет Ефремов в последних фразах романа. И он бы вылечился (хотя и не сразу).
Ефремов считает, что доверие - "гиганская общественная сила". А ведь только гиганской силе и под силу ) вылечить "живого мертвеца" (по-современному, социопата). Такая "реальная психодрама", когда больному вручаются нити жизни реальных людей, возможно, и способна перевернуть его душу, разорвать порочный круг в его жизни, стать началом его излечения. Только ведь никто этого в наше время практиковать не будет... Кто будет брать на себя ответственность за риск? Казалось бы, доверие психопату только увеличивает силу замкнутого круга: он не оправдывает доверия и опускается еще ниже… Но, как известно, действия того же типа при превышении меры могут оказать противоположное воздействие. То есть если сверх меры увеличить экстремальность доверия, то это могло бы привести к противоположному результату.
Я утверждаю, что Ефремов думал так, то есть фраза о доверии, одна из последних в "Часе Быка", связана с неудачным опытом доверия к Чагасу. В ней показана причина, по которой Фай Родис обратилась за помощью к "живому мертвецу". Иначе было бы странно вообще появление этой фразы в столь ответственном месте романа как "заключительный аккорд". Конечно, это метод из серии неприемлемых в наше время. Ни один врач не станет по собственной воле рисковать жизнью, чтобы спасти пациента (хотя в прошлом мы такие подвиги видели, возьмите рассказ Чехова "Попрыгунья").
Повторяю, корни большинства нарушений психики, девиаций, заболеваний идут из детства или связаны с генами (или и то, и другое). . Формирование такого комплекса неполноценности связано с гораздо более фундаментальными структурами личности. Там, скорее всего, будет присутствовать и органические поражения психики, и социальный контекст, гораздо более широкий, чем та же сексуальная депривация. Хотя это, все-таки комплекс неполноценности, и "замкнутый круг", который его порождает. Формироваться эта "штука" должна в детстве и с детства - всю жизнь.
Например, я могу привести случай девушки, которая боялась открытых пространств, у нее сразу же поднималось давление, пульс, она почти теряла сознание. Красавица, умница. Она попала в автомобильную аварию лет в 17-18. И все это началось после этой травмы. Но у врачей сразу же появились сомнения, что ее заболевание вызвано только аварией. Более глубокое изучение привело к иной причине - родовая травма. Авария лишь активизировала болезнь. И так очень часто. Корни социопатии – в событиях детства и в генах. И это - сверхконстантные структуры. Но мозг обладает огромными резервными возможностями. И попав в экстремальную ситуацию, они вскрываются. И тут и происходит настоящее изменение характера. Сильное, но, скорее всего, не одномоментное. .
Лечение "живого мертвеца", как я думаю, долгий процесс воспитания души, отсутствовавший в раннем детстве. Возможно, в экстремальных условиях, например, в горах, где требуется в некоторых ситуациях самоотверженность. Но - если отвлечься от Ефремова - может быть, есть и другие сильные средства изменения личности? Как фармакологические, так и типа раджа-йоги? Известно ведь, что после переживания самадхи человек сильно изменяется в лучшую сторону.
Возможно, помогла бы - управляемая ЛСД-терапия. Хотя последствия могу быть трагичными, все лучше, чем убивать человека. Ни Эрис, ни народная мудрость не знали свойств ни ЛСД, ни иных современных сильнодействующих фармакологических средств. К сожалению, я не специалистка в этой сфере, но думаю, что наиболее радикальный выход в сочетанном воздействии практически всех психологических методов, имеющихся в нашем распоряжении: как методов прямого, так и косвенного воздействия, как психотерапии, так и медикаментозного характера, возможно, гипноза, социальной и рациональной терапии, элементов психоанализа.. При этом метод «экстремального доверия» (МЭД) мог бы в будущем играть немалую роль. . А дальше можно было бы использовать возникшее сотрудничество и расширять его. Трудно поверить, что результат будет достигнут быстро, лечение должно быть и трудным и опасным, но надежда должна быть. В сущности, вероятно, в будущем это могло бы стать целой отраслью психиатрии и психотерапии.
Такой метод применял Макаренко. В "Педагогической поэме" он описывает случай, когда он поручил вору привести очень крупную сумму денег на питание всей колонии. И это перевернуло" человека.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


землянин




Сообщение: 466
Зарегистрирован: 21.07.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.12 09:47. Заголовок: Иван Ефремов НЕ ДАЛ ..


Иван Ефремов НЕ ДАЛ ответа на вопрос об "адресном насилии" по отношению к "живым мертвецам". В ЧБ этого ответа нет. Кто прав: земляне или Таэль? Ясно, что земляне НЕ ПОДДЕРЖАЛИ Таэля. Позиция Таэля состояла в том, что Вир Норин будет указывать на "живых мертвецов", а они - их уничтожать. Очевидный пробел этой позиции в том, что Вир Норин, понимая, что "указание" равно убийству, не будет их давать.
Аналогичная ситуация с Эрис из ТА, которая хочет найти учителя, который сам убивать не может, но может указать, кого следует убить. Вопрос не может быть, очевидно, решен таким образом: любой такой учитель не станет указывать убийце-Эрис на тех, кого "следует" убить. Потому что это означает самому стать убийцей, а это для него невозможно.
В советское время "адресный терроризм" и "бескомпромиссная борьба против угнетателей" была элементом официальной (да и, во многом) неофициальной идеологии. Поэтому Ефремов совершил БОЛЬШОЙ ШАГ ВПЕРЕД от этой позиции, указав, что ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ЭТИКИ и вообще мировоззрения человека НЕ ДОПУСКАЕТ УБИЙСТВА, о чем он ясно и четко сказал.


 цитата:
- Что же делать с этими живущими мертвецами?
- Их, конечно, следовало бы убивать, лишая фальшивого живого облика, - подумав, сказал Лисипп. - Беда в том, что распознать их могут лишь редкие люди, достигшие такой высоты сердца, что убивать уже не в силах. Мне думается, окончательная расправа с вампирами - дело неблизкого будущего...



Говоря о "высоте сердца" ИАЕ обращается к тем, кто умеет читать между строк. Отношение к его романам со стороны партийных цензоров было крайне настороженным, и любое упоминание о более высокой этике, в которой любые убийства невозможны, были бы расценены как апология толстовства и сдача позиций перед буржуазной пропагандой.
К сожалению, именно это историческое обстоятельство способно ввести современного читателя в недоумение, и создать неверное понимание. Собственно с Козловичем и со мной такое произошло. В современной масс-культуре убийство "выродков", "упырей" и т.п. ради общего блага - одна из самых распространенных "идей". И если уж на то пошло, то именно такая позиция есть поражение перед идеологией низшего уровня. Принять это - стать ее ОБЫЧНЫМ, СТАНДАРТНЫМ носителем. Таких книг и фильмов - море. Характерный пример "Последняя надежда человечества", фильм Стивена Сигала. Поэтому я для себя называю это "синдромом последней надежды человечества" или "синдром ПНЧ". Но есть и другое - родившееся в древности и вызревшее в русской, индийской и американской культурах - идеология (религия) НЕНАСИЛИЯ.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 28
Зарегистрирован: 04.04.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.04.12 23:36. Заголовок: В ушу это принцип не..


В ушу это принцип ненасилия: У-вэй (недеяние).
Наверное, точнее сформировать саногенное мышление по Ю.М. Орлову (см., например, книгу «Восхождение к индивидуальности».)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
землянин




Сообщение: 492
Зарегистрирован: 21.07.11
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.04.12 21:13. Заголовок: Спасибо, посмотрю)..


Спасибо, посмотрю)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет